Многострадальный проект экс-министра транспорта Георгия Кирпы - контрейлерный поезд "Викинг" - с начала запуска в 2003 году все никак не заработает на полную мощность. С большой периодичностью он то прекращает свою деятельность, то рапортует о сомнительных успехах. Все время находятся разные причины, объясняющие нестабильность работы: нестыковки, проблемы, которые "еще предстоит устранить", кризис, халатность рабочих, по вине которых фуры при разгрузке попадают в аварию и многое другое. Для позитивного рапорта на платформы поезда даже загоняли пустые трейлеры, а также вынуждали к перевозкам проблемные автофирмы. Проект не умер только потому, что его поддерживают политически, как "реальный" показатель трансморского балто-черноморского Коридора. И в этом "Викинг" не одинок. Другой такой же проект-близнец "Ярослав" повторяет его судьбу один в один, то с помпой начиная движение, то тихо прекращая его. Так еще в начале 2009 года Минтранссвязи восстановил контрейлерные перевозки по маршруту Киев-Славкув (Польша). Однако уже на презентации проекта руководство транспортного ведомства признало, что спрос на такие перевозки очень низкий.
В текущем году поезд "Викинг" получил мощный импульс для развития. 22 ноября Министерство инфраструктуры Украины и Министерство транспорта и коммуникаций Литвы подписали Меморандум о взаимопонимании по улучшению транспортного взаимодействия. Документ касается, прежде всего, повышения эффективности использования поезда комбинированных перевозок "Викинг". Стороны намерены внедрять унифицированные процедуры пересечения границ и таможенного оформления, оптимизировать тарифы, привлекать новых грузовых операторов, а также работать в направлении ускорения оформления контейнеров в портах. Еще весной к этому проекту присоединились Молдова и Грузия, начались переговоры с Азербайджаном, Турцией и Сирией. Несмотря на это, существенного роста интереса к "Викингу" все равно не видно. Возможно, результат появится весной? В это верит министр инфраструктуры Борис Колесников. "Через три-четыре месяца контейнерный поезд "Викинг" будет ходить каждый день", - уверяет чиновник.
Новая жизнь "Викинга" 14 декабря в Вильнюсе будет решаться судьба контрейлерного поезда "Викинг". Регулярность его движения, а также проект в целом обсудят представители трех железнодорожных администраций. Двумя неделями раньше, 29 ноября, в отправной точке движения "Викинга" - в Одессе, был организован телемост с Вильнюсом, на котором подводились итоги работы проекта "Коридор Балтийское море - Черное море" при участии высокопоставленных представителей украинской таможни, а также посольств Литвы и США. В результате украинские и литовские специалисты разработали совместный план действий по расширению возможностей и участников проекта как в направлении на северную Европу, так и Кавказ, Среднюю Азию и даже Турцию.
Политическая воля со стороны украинских властей относительно "Викинга" есть. Очередная попытка вдохнуть жизнь в контейнерные перевозки на железной дороге произошла в начале текущего года. В феврале премьер-министр Николай Азаров пообещал, что правительство Украины значительно упростит таможенные процедуры для международного контрейлерного поезда "Викинг". И слово свое сдержал. Кабинет Министров Украины одобрил проект распоряжения "Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности использования поезда комбинированного транспорта "Викинг". По утвержденному плану необходимо улучшить технологию и организацию работы поезда комбинированного транспорта "Викинг", усовершенствовать осуществление контрольных процедур относительно транзитных грузов в пунктах пропуска в морских портах. Также в рамках выполнения плана мероприятий будет проводиться работа по привлечению партнеров к участию в реализации проекта развития грузоперевозок в направлении Балтийское море - Черное море и упрощению таможенных мероприятий.
Дорого и медленно Тогда же заместитель начальника Главного коммерческого управления "Укрзализныци" Андрей Мирошников рассказал, что автомобилисты готовы обеспечить объемы, но просят в два раза снизить ставки. Однако для "Укрзализныци" это уже означает деятельность ниже себестоимости. Так что развитие контрейлерных перевозок в Украине упирается, прежде всего, в их экономическую нерентабельность. На сегодня стоимость услуг железной дороги намного выше, чем у автоперевозчиков. Даже новый сборник тарифов, предусматривающий серьезные скидки, не сможет активизировать спрос на контрейлерные перевозки.
Грузоперевозчиков отпугивают сложные процедуры пересечения границы и разница в законах Украины и Евросоюза
Экс-начальник "Укрзализныци" Михаил Костюк в свое время обмолвился, что возобновление движения комбинированных поездов - это всего лишь одно из антикризисных средств, направленное на увеличение объемов грузов в условиях ужесточения экологических требований в Европе. Хотя, на самом деле, чтобы привлечь клиентов, установили тарифы на грани рентабельности - порядка 3 грн./км пробега по Украине и чуть больше - по Польше. Это позволяло сохранять рентабельность на уровне 5%.
В прошлом году из Клайпеды в Украину были доставлены 1042 контейнера, а из Украины в Клайпеду - ни одного. В первом полугодии этого года из Клайпеды в Украину прибыли 165 контейнеров, а из Украины в Клайпеду - только 122. При этом в 2009 году 90% перевозок он осуществлял из Литвы в Беларусь, и только 10% грузов были предназначены для Украины. Начальник Одесского порта Юрий Васков рассказывает, что грузоперевозчиков отпугивают сложные процедуры пересечения границы, разница в законах Украины и Евросоюза. Одессу и Клайпеду разделяет 1700 километров, которые поезд может преодолеть за двое суток, однако из-за препятствий на таможнях он задерживается на более долгий срок.
Сегодня таможня обещает облегчить путь "Викинга" с помощью электронного документооборота, ЕС - обеспечить каждый контейнер системой навигации GPS, автомобилисты пообещали "загрузить" платформы, а железнодорожники - наказать стрелочника, если что. Литва тем временем возлагает на проект большие надежды. Балтийская страна пытается стать узловым центром контейнерных железнодорожных перевозок и не безосновательно. В начале декабря через ее территорию прошел первый контейнерный поезд из Китая в страны Бенилюкса.
Поезд комбинированного транспорта "Викинг" - совместный проект железных дорог Литвы, Украины и Беларуси, стивидорных компаний и портов Клайпеда, Ильичевск и Одесса.
Поездом перевозятся 20 и 40-футовые контейнеры, а также полуприцепы и автопоезда (контрейлеры), поступающие в порт Клайпеда из стран Скандинавии и Западной Европы морским транспортом, а также через паромную переправу Клайпеда (Литва) - Мукран (Германия), и дальше отправляются в Белоруссию, Украину, страны Кавказа, Ближнего Востока через порты Одесса и Ильичевск, и в обратном направлении.