В России приватизация портов началась еще в 1992 году. Тогда в акционерные общества было преобразовано 22 предприятия морского транспорта, включая пароходства и судоремонтные заводы. В среднем за государством было закреплено 20 - 25% акций новых АО сроком до трех лет, остальные подлежали открытой продаже сразу. Приватизация происходила путем продажи акций по закрытой подписке, а также на открытых чековых аукционах, были разрешены платежи приватизационными чеками за выкуп портового имущества. Вместе с тем, процесс оказался усложнен тем, что на начальном этапе корпоратизации не было законодательно установленного, четкого и полного перечня имущества, не подлежащего отчуждению. Поэтому судоремонтные заводы вынуждены были оспаривать право приватизации доков. Не был своевременно определен и соответствующий перечень имущества портов. Сложилась ситуация, при которой стивидорной компании необходимо было брать в аренду портовые сооружения одновременно у нескольких владельцев.
Преобразование государственных предприятий в АО и создание коммерческих предприятий разрушило прежнюю административную систему управления морским транспортом и отлаженные технологические и экономические связи с другими видами транспорта и грузовладельцами. Поэтому государство уже пост-фактум вынуждено было распорядиться закреплять в госсобственности 51% акций, и только после приведения в соответствие остального законодательства пакет мог быть снижен до уровня 25,5%.
В Грузии опробовали сразу несколько моделей приватизации. Порт Батуми был передан в управление на 49 лет иностранной компании, владевшей на тот момент крупнейшим в порту нефтяным терминалом. А порт Поти корпоратизировали и продали 49% акций АО инвестору из ОАЭ. Государство сохранило за собой блокпакет и участвует в управлении предприятием через своих представителей в наблюдательном совете.
В польских портах Гданьск, Гдыня и Щецин были разработаны схемы, при которых продажа акций осуществлялась в первую очередь служащим и рабочим порта, затем – промышленным предприятиям, и только в последнюю очередь – иностранным инвесторам.
В Греции в качестве промежуточного этапа приватизации в морской отрасли использовалась схема сдачи предприятий в долгосрочную аренду (как правило, на 10 лет) – например, судоремонтные заводы брали в аренду судовладельческие компании. Это произошло в 1989 году, и позитивный финансовый результат проявился уже через год.
Эффективным примером приватизации портов часто называют итальянский порт Генуя, который проходил этот процесс целые 10 лет, с 1984 по 1994 гг. Предприятия там были корпоратизированы, но поначалу остались в собственности государства. Частные компании привлекли на условиях концессии сроком на 20-25 лет, причем государство не только брало плату за пользование инфраструктурой, но и определяло специализацию каждого терминала. К моменту окончания приватизации все частные терминалы полностью перешли на самофинансирование, но определенные управленческие функции продолжают выполнять госадминистрации портов – например, определяют минимальные ставки оплаты труда докеров.