Ровно 128 лет назад, 25 мая 1889 года, в Киеве родился Игорь Сикорский, выдающийся авиаконструктор, получивший мировую славу благодаря созданию вертолета. Еще, будучи студентом Киевского политехнического института, он начал проектировать и строить свои вертолеты. Это были первые пробы. Всерьез  вертолетостроением Сикорский занялся после эмиграции в США. Именно в этой стране он создал компанию Sikorsky Aircraft, которая является лидером отрасли. В связи с памятной датой мы задались другим вопросом. О вертолетах Сикорского, изготовленных в США, знают все, а есть ли в Украине достойные продолжатели его дела?

Как оказалось, есть, но их очень мало. После попыток больше узнать о компаниях, которые не боятся продолжать дело Сикорского в Украине, стало понятно, что это очень закрытый рынок. Кто-то сразу отказывался общаться, кто-то находил предлог для оттягивания времени и т.д. Лишь в одном случае нам повезло поговорить с менеджером компании, который, впрочем, пожелал остаться неизвестным. По его словам, вертолетостроение в Украине больше ориентировано на заграничного покупателя. Да и сами детали вертолета также преимущественно привозятся из-за рубежа. Это создает свои сложности для производителей. Несмотря на это, они продолжают работать, создавать новые модели или модернизировать старые.

Игорь Сикорский

"Мотор Сич" (Запорожье)

Запорожская компания "Мотор Сич" славится своими двигателями для самолетов и вертолетов. Но в активе предприятия есть и собственная разработка вертолета. Летом 2014 года вертолет МСБ-2, разработанный на "Мотор Сич", выполнил свой первый полет. Данная разработка была создана на базе Ми-2, поэтому иногда вертолет еще называют Ми-2МСБ. На МСБ-2 был установлен двигатель  АІ450М украинской компании "Ивченко-Прогресс" мощностью 465 л.с. Самолет способен развивать скорость до 250 км/ч. МСБ-2 от Ми-2 отличает экономичность в потребление топлива, меньший уровень шума и т.д. В 2016 году руководитель "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев заявлял, что в 2017 году начнется серийное производство вертолета МСБ-2. Кроме того, в 2015 году "Мотор Сич" заявила о начале разработки нового вертолета МСБ-6 Атаман на базе польского вертолета PZW W-3 Sokol. Предполагается, что новый летательный аппарат будет оснащен двигателем мощностью в 1600 л.с. Дата окончания разработки пока не сообщается.

МСБ-2

1068 (2)

"Аэрокоптер" (Полтава)

С 1999 года в Полтаве работает компания "Аэрокоптер", которая производит легкие вертолеты и которую по праву можно назвать крупнейшей на этом рынке в Украине. Точные данные об объемах производства не разглашаются. Но известно, что к 2010 году компания продала 130 вертолетов. В 2009 году "Аэрокоптер" приобрела транснациональная корпорация Perla Group с головным офисом в американском штате Флорида. Сумма сделки неизвестна. Perla Aviation, авиационное подразделение группы, работает преимущественно с клиентами из Ближнего Востока, которые также являются основными потребителями продукции "Аэрокоптера". Кроме того, вертолеты компании покупают в Европе, Северной Америке, странах СНГ.

С момента основания "Аэрокоптер" приступил к разработке нового вертолета, который впоследствии получил имя АК1-3. Его прототип был создан в 2001 года, а одна из экспериментальных моделей была представлена в 2004 году в Харькове во время проведения Чемпионата Украины по вертолетному спорту. Тогда разработка "Аэрокоптера" получила одобрительные отзывы от Сергея Сикорского, сына знаменитого авиаконструктора. Позднее, в 2006 году, вертолет был сертифицирован Госавиаслужбой, после чего началось серийное производство. За эти годы предприятие разработало несколько модификаций вертолета. В частности, в 2011 году была потребителям была предложена навесная аппаратура, позволявшая использовать вертолет в сельскохозяйственных работах.

Вертолет АК1-3 вмещает 2-х человек. Двигатель Subaru EJ‐25 мощностью 156 л.с. развивает скорость до 180 км/ч. Дальность полета вертолета составляет 350 км. Максимальная взлетная масса равна 650 кг.

Вертолет АК1-3

Softex-Aero (Бровары)

В сентябре 2016 года украинская компания Softex-Aero представила свой новый проект – вертолет VV-2. Летательный аппарат оснащен двигателем TS 100 ZA производства чешской компании PBS Velká Bíteš, который обеспечивает мощность в 190 л.с. в крейсерском режиме и 245 л.с. в режиме взлета/посадки. Вертолет VV-2 способен развивать скорость до 240 км/ч, на борт он может брать до 380 кг груза. Сам же вертолет весит 565 кг, а его максимальная взлетная масса равна 1100 кг. Летательный аппарат вмещает 1 пилота и 1 пассажира, сиденья для них расположены в тандемном порядке.

Также в активе компании есть еще одна разработка – вертолет V-51/ V-52, представленный общественности в 2015 году. Это более вместительный аппарат: кроме 1 пилота, он может перевозить еще и 4 пассажиров. Двигатель вертолета мощностью в 370 л.с. позволяет ему разгоняться до 320 км/ч. Вес вертолета составляет 750 кг, а максимальная взлетная масса – 1450 кг.

Помимо вертолетов, Softex-Aero специализируется на производстве легкомоторных самолетов. В целом, предприятие выполняет полный цикл производства – от проектирования до окончательной сборки. О самой же компании известно немного, поскольку руководство Softex-Aero не очень жаждет идти на контакт. Из открытых источников нам удалось узнать, что предприятие было основано в 2012 году. Его владельцем и основателем является гражданин Ирана Фагис Хошгард Аббас, проживающий в Тегеране. Офис компании находится в городе Бровары Киевской области. Также у Softex-Aero есть торговые представители в ОАЭ, США, Великобритании и Юго-Восточной Азии.

Вертолет VV-2

КБ "Горизонт-12" (Гора)

В 2007 году на рынке вертолетостроения Украины возникла еще одна компания – КБ "Горизонт-12". Она базируется в селе Гора Бориспольского района Киевской области. За эти годы на предприятии было разработано и построено две модели вертолетов – Skyline SL-222 (2009) и Skyline SL-231 Scout (2014). Всего КБ "Горизонт-12" произведено и продано 6 вертолетов. Заказчики предприятия – клиенты из Украины, Европы, Ближнего Востока, США.

Вертолеты Skyline SL-222 и Skyline SL-231 Scout очень схожи по многим техническим параметрам, последний является немного усовершенствованной моделью и может перевозить троих человек, а не двух, как его предшественник. Skyline SL-222 оснащен двумя двигателями суммарной мощностью 180 л.с., Skyline SL-231 Scout – одним двигателем мощностью 210 л.с. Оба вертолета имеют по 2 сиденья. Не сильно отличаются летательные аппараты по скорости и дальности полета: Skyline SL-222 может разгоняться до 194 км/ч и пролетать до 550 км, Skyline SL-231 Scout – до 209 км/ч и до 600 км. Стоимость Skyline SL-222 составляет 149 тыс. долларов, Skyline SL-231 Scout – 195 тыс. долларов.

Skyline SL-231

КБ "Вертикаль" (Киев – Бородянка)

В 1999 году в Украине возникло еще одно вертолетное предприятие – КБ "Авиаимпекс", позднее переименованное в КБ "Вертикаль". Новое конструкторское бюро начало разрабатывать собственный проект вертолета. Уже в начале 2003 года вертолет КТ-112 "Кадет" ("Ангел") выполнил свой первый полет. Летательный аппарат собирался из украинских комплектующих, иностранными были лишь двигатель производства австрийской компании Rotax. Вертолет развивал скорость до 200 км/ч и мог летать на расстояния до 800 км. В кабину вмещалось 4 человека – 1 пилот и 3 пассажира.

В 2006 году компания КБ "Вертикаль" решила наладить серийное производство вертолетов в Бородянке, в 50 км от столицы. Для этого планировалось построить Авиационный завод "Тюссе". В 2008 году государство выделило под эту инициативу 27,2 млн грн. Новый завод должен был выпустить более 130 вертолетов для Министерства обороны, Министерства внутренних дел Украины и других ведомств. Но уже в 2010 году КБ "Вертикаль" объявила себя банкротом, а Генеральная прокуратура завела дело в связи с растратой государственных средств. В 2015 году деятельность предприятия была прекращена. За это время было изготовлено лишь два экземпляра КТ-112.

КТ-112 Ангел

"Укроборонпром"

В феврале этого года государственная компания "Укринмаш", входящая в состав "Укроборонпрома", представила на международной выставке iDEX 2017 в Абу-Даби макет многофункционального ударного вертолета КТ-112УД. Он создан на базе разработок КБ "Вертикаль", поэтому его технические характеристики соответствуют "Кадету". Единственным отличием является наличие противотанкового ракетного комплекса Барьер-В и ракет класса "воздух-воздух". Когда будет изготовлен прототип вертолета, остается загадкой. Отметим, что в состав "Укроборонпрома" входит также два предприятия, специализирующихся на ремонте вертолетов – Винницкий и Конотопский авиационные заводы.

КТ-112УД

"Украинские вертолеты" (Киев)

Наш обзор был бы неполным без упоминания компании "Украинские вертолеты". Последняя не производит летательные аппараты, являясь авиакомпанией – вертолетным оператором. Однако компания модернизирует старые вертолеты под свои нужды. Так, в парке "Украинских вертолетов" есть 6 вертолетов-трансформеров, которые авиакомпания создала в сотрудничестве с украинскими и мировыми авиационными специалистами на базе платформы Ми-8МТВ.

В минувшем году на авиасалоне в британском Фарнборо "Украинские вертолеты" представили модернизированную воздушную скорую помощь на платформе вертолета Ми-8 (Ми-17). Трансформируемая версия салона воздушного судна позволяет экипажу перенастроить вертолет для спасения, транспортировки пассажиров и других задач, менее чем за 45 минут. Вертолет оснащен модернизированными двигателями производства Мотор Сич, что значительно улучшило его летные характеристики.

Вертолет-скорая помощь на базе Ми-8 (Ми-17)