"Сегодня вы сможете оценить труд авиакомпании для того, чтобы несколько килограмм бумаги стало реальностью", – заявил глава наблюдательного совета МАУ Арон Майберг, выступая на пресс-конференции, состоявшейся в аэропорту Борисполь в четверг, 22 февраля. Под словом "реальность" он имел в виду широкофюзеляжный самолет Boeing 777, который авиакомпания недавно получила в свое распоряжение, и представила на обозрение журналистов, блогеров и споттеров. Помимо воздушного судна, топ-менеджер перевозчика рассказал о перспективных планах развития на ближайшие пять лет. Ниже приводим основные тезисы из его выступления.

Читайте также МАУ: 25 фактов за 25 лет 

 

Долгожданные "три семерки"

"Чуть больше года назад, в ноябре 2016 года, авиакомпания МАУ заключила контракт на поставку четырех самолетов Boeing 777. Как минимум год переговоров предшествовал заключению этой сделки. Несколько раз она оказывалась под угрозой срыва, потому что AerCap, крупнейшая в мире лизинговая компания, с которой мы вели переговоры, не слышала, может быть, им казалось, что мы их не слышим. Тем не менее, мы научились понимать друг друга. Когда это произошло, мы заключили контракт. Получению самолета предшествовала его серьезная реконструкция и переоборудование. И сегодня вы сможете оценить труд авиакомпании для того, чтобы несколько килограмм бумаги стало реальностью, и чтобы возле гейта G11 стоял этот самолет", – заявил Арон Майберг во вступительном слове.

1  

Желанные пассажиры

Первым слайдом, который представил глава набсовета, был посвящен пассажиропотоку МАУ. "В 2013 году компания на тот момент достигла пика своего развития. Мы перевезли 4,4 млн пассажиров. В конце 2013 года случились всем известные политические события, и 2014 год, конечно, был для компании откатом, фактически потеряв доступ к 20% своего рынка. Количество перевезенных пассажиров резко уменьшилось (до 3,7 млн). В 2015 году кризис был преодолен, компания показала рост порядка 10% (пассажиропоток составил 4,8 млн человек. – ЦТС). И дальше, начиная с 2016 года, практически каждый год компания наращивала приблизительно 1 млн пассажиров", – заявил Арон Майберг.

Согласно представленному слайду, авиакомпания планирует сохранить тенденцию, наращивая в среднем по 1,5 млн пассажиров в год. Если в 2017 году МАУ обслужила 6,9 млн пассажиров, то в 2018 году планирует увеличить этот показатель до 8,2 млн, в 2019 году – до 9,9 млн, в 2020 году – до 11,4 млн и в 2021 году – до 13,3 млн пассажиров. Таким образом, за четыре года пассажиропоток МАУ увеличится практически вдвое.

Флот без "классиков"

"Я хочу, чтобы вы обратили внимание, что авиакомпания фактически в этом году перестанет эксплуатировать среднемагистральные самолеты "классика" (Boeing 737-300 и Boeing 737-500 – ЦТС). Сегодня мы их еще эксплуатируем, у нас есть четыре самолета "классики", которые в 2018 году мы выведем из флота. Самолеты Boeing 767, которые компания эксплуатирует на дальнемагистральных маршрутах, будут использоваться до 2020 года. Два самолета покинут наш флот в 2019 году, и оставшиеся два самолета - в 2020 году", – отметил глава набсовета МАУ.

Дуополия Boeing и Embraer

"До 2021 года флот компании будет в рамках Boeing и Embraer. Сегодня мы разрабатываем перспективный план развития, начиная с 2021 года. В нем могут быть сюрпризы. Компания достаточно серьезно готовится к тому, чтобы выпустить новый запрос на поставку авиационной техники, его результаты могут быть неожиданными", – отметил Арон Майберг, отвечая на вопрос о возможности приобретения самолетов Bombardier.

"С 2018 года компания начинает активно наращивать флот самолетов Embraer, который вырастет с 5 самолетов, которые у нас есть сегодня, до 11 самолетов в 2020 году. Уже в этом году мы возьмем два или три таких самолета. Они нам необходимы, чтобы развивать внутриукраинский рынок. В основном, мы стараемся, чтобы это были 195-е", – продолжил он рассказ о будущем флота. Самолеты Embraer, которые МАУ получит в этому году, будут не новыми. Но новинки также будут, правда с завода Boeing. "В этом году три самолета Boeing 737-800 поступят с завода", – сообщил Майберг.

В ожидании "лайнера мечты"

Мнение Майберга о будущем дальнемагистрального флота: "В отношение развития дальнемагистрального флота у нас есть две стратегии. Первый вариант – мы будем работать над тем, чтобы пополнить флот еще как минимум четырьмя самолетами Boeing 777. Для этого нам нужно самолеты, которые очень близки по конфигурации к существующим, и дальше провести определенную работу, чтобы сделать их абсолютно идентичными.

Второй вариант – мы начинаем аккуратно смотреть в сторону самолетов Boeing 787 (Dreamliner). Это произойдет не завтра, но мы думаем, что в ближайшие годы мы примем решение – одно из двух. Либо будет продолжаться наращивание флота Boeing 777. В этом году мы должны иметь четыре этих самолета. Либо это будет, скорее всего, Boeing 787".

2  

Три шага из десяти

В 2015 году МАУ провозгласила себя низкотарифной сетевой авиакомпанией. Перевозчик начал работать над удешевление стоимости перевозки. Если в 2013 году тариф на 1 летный час составлял 49 долларов, то в 2017 году он сократился до 34 долларов.

"Могли ли эти цифры быть лучше? Да, могли бы. На моей предыдущей пресс-конференции (в октябре 2015 года. – ЦТС), когда мы объявили 10 шагов, которые позволят украинцам летать много и дешево. Что реализовано? Есть позитивные пункты. В частности, внедрение системы мотивации в украинских аэропортах. Немножко улучшена ситуация с валютной выручкой, сегодня мы не должны продавать 75% выручки, можно продавать только 50%. Остальные пункты, к сожалению, не были реализованы. Это повлияло на наши планы на ближайшие пять лет. Если обратить внимание на конкретную монетизацию, то это 30,9%, на которые можно было бы удешевить билет, если бы эти пункты были реализованы", – подытожил Майберг.

Читайте также "Атласджет" - это миф: пресс-конференция главы МАУ Арона Майберга (онлайн трансляция) 

 

36/5: Новые маршруты

Относительно развития маршрутной сети МАУ из аэропорта Борисполь Арон Майберг назвал следующие новые направления:

2018 год – Винница, Копенгаген, Каир, Дели, Торонто, Санья;

2019 год – Николаев, Гамбург, Лиссабон, Неаполь, Осло, Гомель, Ашхабад, Ташкент, Измир, Шанхай;

2020 год – Ужгород, Дублин, Манчестер, Болонья, Гданьск, Бишкек, Кувейт, Майями, Гуанчжоу;

2021 год – Загреб, Варна, Таллинн, Эрбиль, Сеул;

2022 год – Белград, Братислава, Бейрут, Шираз, Аддис-Абеба, Чикаго.

"Что касается внутриукраинской сети маршрутов, мы постоянно увеличиваем частоты. Мы стараемся прийти к тому, что как минимум два раза в день летать по всем точкам и мы близки к этому", – уточнил глава набсовета.

Отметим, что это не все направления, которые МАУ планирует запустить в ближайшие годы. К примеру, на этот год анонсировано открытие рейса из Харькова в Милан, а также из Львова в Барселону.

Доходы от сетевой модели

Во время презентации Арон Майберг назвал две положительных стороны сетевой модели МАУ. Первая – это рост транзитного пассажиропотока авиакомпании и аэропорта Борисполь. "52% пассажиров МАУ – это транзит, и это составляет 30% пассажиров аэропорта Борисполь", – сообщил топ-менеджер. Вторая положительная сторона кроется в финансах. "Порядка 200 млн долларов поступило в экономику Украины от эксплуатации транзитной хабовой модели авиакомпании", – заявил Майберг.

3  

Рабочие места

К 2021 году количество сотрудников МАУ увеличится с нынешних 3 тыс. до 5 тыс. человек. При этом персонал в расчете на одно воздушное судно наоборот сократится – с 80 до 68 человек/ВС, что говорит о большей эффективности. "Рост персонала с 2016 по 2017 год составил порядка полтысячи человек, которая авиакомпания должна была подготовить, чтобы освоить новый тип самолета – Boeing 777. Это определенным образом влияет на эффективность компании, потому что требуются значительные инвестиции. Все это привело к тому, что персонал в расчете на одно воздушное судно увеличился больше чем на 10%. Если в предыдущие годы он колебался в пределах 70 человек/ВС, он составил 80 человек/ВС. Начиная со следующего года мы входим в свой обычный эксплуатационный режим", – отметил Майберг.

Топ-менеджер МАУ также назвал количество рабочих мест, которая авиакомпания генерирует в смежных предприятиях отрасли. В 2013 году эта цифра составила 15,9 тыс., в 2017 году – 18,7 тыс., а в 2021 году достигнет 30,1 тыс.

Хаб в Западной Украине

В октябре 2015 года МАУ анонсировало создание регионального хаба на базе аэропорта Ивано-Франковск. Спустя два года в активе авиакомпании осталось три направления из прикарпатского аэропорта – Киев, Валенсия и Аликанте. Почему же не удалась эта идея?

"Мы не реализовали проект западного хаба по нескольким причинам. Мы рассматривали несколько вариантов: Ивано-Франковск и Львов. У Ивано-Франковска есть проблемы с инфраструктурой. Львов, нам кажется, больше видит себя как аэропорт, который будет развиваться по модели point-to-point. К сожалению, у нас нет уверенности, что внутренний рынок будет развиваться достаточно интенсивно. Поэтому основные усилия мы продолжаем прикладывать к развитию нашего основного хаба на базе аэропорт Борисполь. Но мы внимательно продолжаем за этим следить. Западный регион развивается, в нем достаточно большое количество летающего населения. На запад нам их тяжело возить через Киев, это против географии. Но мы будем вынуждены найти какое-то решение для того, чтобы усилить наше присутствие в этих аэропортах", – ответил Арон Майберг.

 

Данный обзор завершим цитатой Арона Майберга о возможности введения в 2019 году "открытого неба" между Украиной и Европейским Союзом: "Welcome. Чего с 2019-го? Давайте с понедельника. "Открытое небо" даст нам большие возможности. Мы страдаем от того, что это соглашение не вступило в силу. Не все разделяют это, но я так считаю".

Читайте также Трудности и перспективы "открытия неба" с ЕС: пять мнений