01

Александр Голодницкий, и.о. председателя АМПУ

Мы видим концессию следующим образом: в случае частной инициативы мы уходим от этапа пред-ТЭО, а это порядка года-полутора экономия по времени. Частная инициатива - это лакмусовая бумага того, что проекту быть. И именно это - самое главное. В целом, мы видим очевидные плюсы частной инициативы и достаточно спорные плюсы для государственной инициативы. 

Среди плюсов частной инициативы: более короткий срок подготовки ТЭО, экономия средств бюджета или госпредприятия (оценочная стоимость предварительного ТЭО - 300 тыс. долл., ТЭО и сопровождение конкурса - 1 млн долл.), более низкая стоимость услуг советника, возможность инициировать частным инвестором-арендодателем проект концессии с использованием арендованного имущества по процедуре прямых договоров (без конкурса). 

Среди плюсов государственной инициативы: возможность привлечения МФО, разработка и обсуждение техзадания на подготовку проекта с заинтересованными сторонами, доступ ко всей необходимой первичной информации. Но самое главное то, что частная инициатива в концессии - это более короткий путь, что позволит передать актив в лучшем состоянии. Поэтому мы считаем частную инициативу огромным плюсом.

Недостатки частной инициативы: отсутствие законодательной возможности участия частного инвестора-разработчика ТЭО в подготовке конкурсной документации и условий концессионного конкурса (конфликт интересов), отсутствие законодательно установленного алгоритма взаимодействия государственного и потенциального частного партнера в рамках частной инициативы. 

Минусы государственной инициативы: значительно больший срок подготовки проектов (более 3-лет), обязательное привлечение советника, если стоимость услуг составляет более 250 млн грн. 

Если говорить о рисках при государственной и частной инициативе, то в случае частной инициативы - это риск не утверждения государственным партнером частного предложения из-за изменения приоритетов развития отрасли. При отсутствии маркетинга также есть риск низкой заинтересованности со стороны потенциальных инвесторов. При государственной инициативе - риск невозможности финансирования АМПУ при не утвержденном финансовом плане, риск привлечения некомпетентного советника, неэффективная трата средств.

02

Александр Кифак, управляющий партнер ЮФ "АНК"

При отсутствии достаточного государственного финансирования, сегодня, если говорить об Украине, есть три основных инструмента - концессия, аренда, приватизация. 

Недостаток аренды в том, что ты берешь объект, и в том же виде обязан его вернуть. Поэтому, с точки зрения развития этого объекта аренда имеет ряд недостатков. Плюс концессии связан в первую очередь с возможностью развития и привлечения финансирования. Поэтому, как только открылись ворота концессии, количество людей, которые интересуются арендой, резко уменьшилось. 

Преимущество концессии перед арендой - подходящий правовой инструмент для крупных инвестпроектов, упрощенная процедура оформления прав на землю, упрощенная процедура демонтажа устаревшей инфраструктуры, встречные обязательства государственного партнера, более надежные инструменты защиты инвестиций и т.д. Преимущества концессии перед приватизацией - возможность возложить встречные обязательства на государственного партнера, стратегические объекты портовой инфраструктуры могут быть объектами концессии, но не могут быть приватизированы.

Мы ожидаем, что будет какой-то позитивный результат по приватизации. Это третий механизм и, как мне кажется, при всем уважении к формам аренды и концессии, наиболее подходящим инструментом для нашей страны все же является приватизация. 

03

Шота Хаджишвили, основатель компании Risoil S.A.

Концессия - это фикция. Потому что на самом деле никакой концессии не должно было быть. Нужно было все продавать еще в 1990-тые годы и четко следить за сбором налогов. Все должно быть частным.

В Черноморске (в концессионном конкурсе. - ЦТС) буду участвовать. Но не потому, что я этого хочу (участвовать в концессии), а потому что это не продается.

Я был категорическим противником каких-либо компенсаций, потому что, если я инвестирую, то я инвестирую. Моя позиция - если я посчитал и это приносит мне доходы, то я инвестирую. Почему кто-то должен мне возвращать деньги? 

04

Ирина Кошель, директор команды поддержки реформ при Министерстве инфраструктуры Украины

В соответствии с законом, существует два пути инициирования концессионных проектов - со стороны государственного партнера и со стороны частного инвестора. 

В случае с частной инициативой, инвестор должен пройти следующие этапы: официальное обращение в МИУ насчет намерения разработки ТЭО, которое включает в себя информацию о сроках разработки ТЭО и компании, которая будет его разрабатывать; подписание соглашения о неразглашении конфиденциальной информации; предоставление информации по объекту компании, которая будет разрабатывать ТЭО, и непосредственно сама разработка; подача частным инвестором разработанного ТЭО в МИУ. Важный момент - вне зависимости от того, кто является инициатором концессии - государство или частный партнер - конкурсная процедура должна быть. То есть передача любого объекта в концессию происходит через конкурс. 

Что у нас есть сегодня? В процедуре концессии в той или иной стадии находятся семь морских портов. Еще по трем портам принято решение об их приватизации. Перспективные проекты для концессии: пассажирский комплекс Одесского морского порта. По этому проекту мы работаем с частной инициативой и надеемся в ближайшее время будет разработано ТЭО и мы сможем начать процесс подготовки документации.

Концессия порта Бердянск - мы работаем с европейскими экспертами, которые сейчас на стадии финализации предварительного ТЭО и в ближайшее время сделаем презентацию.

Мариуполь - очень перспективный порт и сейчас мы в поисках финансирования для разработки предварительного ТЭО.

Измаил - мы начали работу с частными компаниями по разработке предварительного ТЭО.

Также предусмотрены к концессии контейнерный терминал порта Черноморск, железнодорожно-паромный комплекс ГП МТП "Черноморск", порт Пивденный. 

05

Анатолий Тименко, старший проектный менеджер реформы морской отрасли команды поддержки реформ при МИУ

У нас уже есть практика работы с частными компаниями, которые обращаются к нам с целью разработки ТЭО для проектов. Сейчас мы работаем с двумя компаниями по проектам в порту Измаил и пассажирскому комплексу в порту Одесса. 

С частной инициативой пассажирского комплекса в порту Одесса выступила юридическая компания "Де-Юре", которая представляет группу инвесторов, заинтересованных в концессии пассажирского терминала. Консультантами выступает компания Deloitte. В порту Измаил - компания "Контейнер логистик". Они пока что ждут согласования с компанией, которая будет разрабатывать для них это ТЭО. У нас есть предложение по еще одному порту, но пока что с ними не проведены никакие совещания, разглашать информацию мы не можем. 

06

Виктор Довгань, замминистра инфраструктуры Украины (2016-2019), советник Проекта ЕС

Мне жаль, что прошло полтора года и за это время не реализована больше ни одна концессия. Идея запустить пилотные проекты по концессии была в том, чтобы показать их успешность. Но очень долго передаются активы и это большой минус. Возможно, можно говорить о новой практике, но мы видим, что за год приватизация также не сильно сдвинулась с места. 

Очень хорошо, что АМПУ понимаем, что частная инициатива - это выход. Риски все оценили, но действительно частный инвестор сделает это быстрее. 

Бердянск - политический проект на самом деле, который родился после форума в Мариуполе. ЕС выделил техническую помощь и по состоянию на сегодня пред-ТЭО уже готово. Мы понимаем, что для этого порта концессия - единственный выход. Какие могут быть риски? 

Читайте также Ukrainian Ports Forum 2021: Семь ключевых трендов