01

Проблемы отрасли

По данным авторов проекта Стратегии, в Украине в судостроительной отрасли на сегодня действуют 20 судостроительных и судоремонтных верфей, из них 7 крупных, которые могут строить и ремонтировать суда длиной более 100 м. Кроме того, работает несколько десятков малых судоремонтных и предприятий малотоннажного флота (яхты, катера, лодки длиной до 24 м), более 15 проектно-конструкторских и научных организаций.

Каких-либо государственных преференций, будь то льготы или субсидии, для отрасли нет. Ввозные пошлины на импортные комплектующие составляют для судового оборудования до 70% в стоимости готового судна, а ставка Нацбанка является слишком высокой, поэтому украинские судостроительные предприятия не имеют возможности получить долгосрочные кредиты. 

Читайте также Василий Федин: "Вряд ли скажешь, что судостроительная отрасль возрождается, но мы боремся за это"

Значительное сокращение заказов на строительство кораблей и судов военного и гражданского назначения привело к сложному состоянию почти всей отрасли. За 2018/2019 маркетинговый год, по данным "Укроборонпрома", в Украине было построено 3 судна на экспорт, и 24 - на внутренний рынок. Отремонтировано 267 судов иностранных заказчиков и 468 единицы национального флота.

Среди основных проблем отрасли разработчики проекта Стратегии называют: отсутствие внутреннего спроса из-за дополнительного налогообложения (акциз на топливо), взимания двойных портовых сборов в морских портах, плату за шлюзы и разведение мостов, дисбаланс между стоимостью перевозок грузов наземным транспортом и водным (из-за отсутствия достаточного количества судов), увеличение судоходства на ВВП судов под иностранными флагами, которые находятся под "удобным флагом" и т.д. 

02

Господдержка

В качестве поддержки отрасли со стороны государства предлагается комплекс налоговых, таможенных и других льгот (субсидий). В числе налоговых и таможенных льгот: налоговые льготы для судовладельцев (судоходных компаний), которые регистрируют свои суда в украинском регистре судов, временные налоговые и таможенные льготы для организаций судостроительной промышленности при приобретении материалов и ресурсов, комплектующих изделий и оборудования, которые не производятся в Украине. Кроме того, для судовладельцев предусмотрена компенсация части стоимости горючего, которое использовано их судами для каботажного плавания на внутренних водных путях. 

Для стимулирования внутреннего спроса также предлагается ввести льготы для собственников судов: первому владельцу судна - 40% первоначальной стоимости судна внутреннего плавания, построенного в Украине и (или) 70% банковской ставки по банковским кредитам, кредитам международных финансовых организаций на строительство и (или) первое приобретение судов ВВТ, построенных в Украине. 

Также меры поддержки отечественного судостроения предлагают осуществить и в нормативно-правовых актах. Среди таких мер выделяют следующие: содействие государства в развитии лизинга судов и гидротехнических сооружений, субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам, полученным в украинских кредитных организациях на строительство в Украине судов и гидротехнических сооружений, предоставление госгарантий. 

Читайте также Карантин в мире позволил нам познакомиться с новыми заказчиками – интервью с ИСРЗ

03

Лизинг

Разработчики Стратегии видят развитие системы государственно-частного партнерства на основе использования лизинга еще одним финансовым инструментом для поддержки отрасли. Для этого необходима будет разработка порядка субсидирования части затрат по уплате лизинговых платежей транспортным компаниям, а также разработка и реализация конкретных проектов лизинга гражданских судов отечественного производства. Судя по документу, с этой целью подразумевается создание лизинговой компании.

Потенциальными клиентами такой лизинговой компании могут быть украинские судоходные компании, судоходные и судостроительные заводы, зарубежные судоходные компании, которые пытаются заказать строительство судов на украинских верфях, но не получают от верфей так называемых обратных гарантий на свои авансовые платежи, составляющие до 40% цены судна.

Деятельность такой лизинговой компании будет требовать долгосрочного финансового обеспечения, в том числе и бюджетного, на возвратной основе, включая возможность получения субсидий на покрытие части процентных ставок по кредитам коммерческих банков. Финансирование лизинговой деятельности из госбюджета должно будет осуществляться при следующих условиях: строительство на украинских верфях, строительство по типовым проектам украинских проектно-конструкторских организаций, эксплуатация судов под флагом Украины. 

04

Источники финансирования

Планируется, что Стратегия будет реализована за счет использования средств, как государственного бюджета, так и других источников. В частности, собственных средств предприятий, привлеченных средств инвесторов и инвестиций в рамках партнерских соглашений. В составе специального фонда Государственного бюджета Украины предлагается создать Государственный фонд развития судостроения в соответствии с Бюджетным кодексом Украины.

Основной источник наполнения фонда - 50% чистой прибыли (дохода) государственных стивидорных компаний, которые отчисляются Администрацией морских портов Украины, а также другие поступления, определенные законами и Государственным бюджетом Украины.

Средства государственного фонда развития судостроения будут направлены на: строительство кораблей для повышения обороноспособности и безопасности страны, компенсацию судовладельцам лизинговых платежей в размере 40% от первоначальной стоимости судов под Государственным флагом Украины, построенных в Украине, компенсации 70% банковской ставки по банковским кредитам, кредитам МФО на судостроение и (или) первое приобретение судов, построенных в Украине.

При этом, выплата компенсаций будет осуществляться только при условии соблюдения трех требований: первая регистрация судна должна быть осуществлена ​​в Государственном судовом реестре Украины, судно должно использоваться только в каботажном плавании в Украине; при исключении судна из Госреестра владелец обязан вернуть в фонд полученную компенсацию в пятикратном размере. 

Читайте также Можем строить десятки барж в год – интервью с СП "Дунайсудосервис"

05

Этапы реализации Стратегии и показатели эффективности

Реализация Стратегии предусмотрена до 2030 года и поделена на три основных этапа: 2022-2024 годы, 2025-2028 годы, 2028-2030-й и последующие годы. 

Первый этап: определение ответственного центрального органа исполнительной власти в сфере судостроительной промышленности; создание условий для формирования внутреннего спроса на судостроение; начало возрождения ВМС ВСУ, максимально полная загрузка мощностей заводов. 

Второй этап: модернизация заводов, расширение масштабов строительства судов для отечественных судовладельцев, создание судов и морской техники для государственных нужд, увеличение экспорта высокотехнологичной продукции судостроения.

Третий этап: возрождение Военно-Морских Сил, морского, речного и рыболовного флотов. В этот период, по задумке, будет завершена реализация мероприятий по развитию производственных мощностей, в том числе на основе реализации кластерной политики, созданы условия для дальнейшего инвестиционного и инновационного развития области. 

Показателями эффективности выполнения Стратегии к 2030 году станут: 100% обеспечение потребности ВСУ, удешевление стоимости логистики на 20%, восстановление 100% перевозки национальным перевозчиками пассажиров и грузов на внутренних водных путях, 80% выполнения импортозамещения товаров, которые не производятся в Украине, рост перевозок грузов по реке до 60 млн т/год и строительство не менее 200 новых судов, не менее 8 тыс. новых рабочих мест в сфере судостроения, увеличение поступлений в госбюджет в три раза. 

Читайте также Начать с малого: Какой будет локализация при обновлении украинского флота