Координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра по внедрению экономических реформ о том, как можно сделать коммунальный транспорт более привлекательным для пассажира и менее убыточным для государства, а также о ренессансе общественного транспорта в странах ЕС, США и Азии.

В то время пока в развитых странах происходит возрождение общественного транспорта, в Украине ликвидируют трамвайные и троллейбусные системы. В странах ЕС, Северной Америки и Юго-Восточной Азии уже пришли к пониманию того, что бесконечное строительство дорог не возможно из-за постоянного непропорционального роста количества автомобилей. Кроме того, существует проблема парковок, развязок… Сейчас во многих государствах трамвайное сообщение переживает настоящее возрождение. Каждый год открывается около пяти новых трамвайных систем и это только в США. Для примера, в этом году в Вашингтоне будет возрождена трамвайная система общей протяженностью 60 км., при том, что старый трамвай был закрыт еще в 1962 г. Также в этом году трамвайное сообщение появится в Атланте, где трамвай был закрыт в 1949 году.

Читайте также Александр Кава: Остановка поездов на станции "Дарница" принесет экономике 500 млн грн в год

В 1940-60-х гг. в США велась активная борьба с общественным транспортом, которая, по сути, была спланированной акцией автопроизводителей. Проводилась скупка и последующая ликвидация предприятий городского транспорта, таким образом, вынуждая людей пересаживаться на автомобили. В США и Канаде в 1940-60-х гг. много трамвайных и троллейбусных систем было ликвидировано, а автобусное сообщение было сведено к минимум. В Канаде сохранилась единственная трамвайная система в Торонто, которая действует и сейчас. В США трамвай пережил период активной борьбы с общественным транспортом только в нескольких городах - среди них Сан-Франциско и Филадельфия.

Система электротранспорта действует в 50 городах Украины (в стране действует 42 троллейбусные, 23 трамвайные системы, 2 системы скоростроного трамвая и 3 метрополитена). За годы независимости было закрыто две трамвайные и три троллейбусные системы, а парк электротранспорта уменьшился в два раза. В Киеве трамвайные линии активно ликвидировались, когда городом руководил Александр Омельченко, который вопреки мировому опыту боролся с заторами путем ликвидации линий наземного общественного транспорта. За весь период в городе сняли около трети трамвайных маршрутов и это в то время, когда во всем мире именно трамвай является основным видом городского транспорта, а трамвайные линии ежегодно появляются во многих городах развитых стран. При этом за годы независимости открыта бала всего одна троллейбусная система в Керчи в 2004 г. Со времен СССР остаются недостроенные новые системы в Каменец-Подольском и Мелитополе.

В Киеве наземного общественного транспорта в центре города, в отличие от европейских столиц и больших городов, почти нет. Для обеспечения населения качественной альтернативой личному автотранспорту в городе и снижения количества заторов, необходимо восстановить троллейбусные маршруты, реконструировать трамвайные линии, а также возобновить трамвайную линию от Подола до метро Днепр. Даже после реконструкции Почтовой площади это еще можно сделать. В час пик, когда переход Крещатик - Майдан Независимости загружен, это будет альтернативный пересадочный узел.

В Киеве наземного общественного транспорта в центре города, в отличие от европейских столиц и больших городов, почти нет. 

Сейчас средний возраст трамваев в Украине составляет около 30 лет, троллейбусов - 20 лет. Обновлению подлежат 98% трамваев и 80% троллейбусов. Во многих городах ситуация с подвижным составом очень сложная. Исключение - Киев, Харьков, Донецк, которые перед Евро 2012 смогли существенно обновить парк троллейбусов. Многие города находят выход в том, чтобы закупать second-hand электротранспорт в городах Европы. В частности, такие закупки были в Одессе, Львове, Луцке, Тернополе, Киеве, Харькове, Луганске и тд. В Украине действует программа по обновлению электротранспорта, принятая еще в 2006 г. Она предполагает, что обновление подвижного состава должно финансироваться частично за счет средств из местного бюджета, а частично - из государственного. Летом прошлого года Кабинет Министров изменил государственную программу развития электротранспорта на 2006-2015 гг., увеличив ее финансирование и продлив строк выполнения до 2017 г. Однако, по сути, эта программа работала так и не смогла заработать из-за отсутствия средств в государственном бюджете. Сейчас закупки по этой программе не осуществляются.

За годы независимости был создан механизм, когда всех платежеспособных пассажиров забирают частные перевозчики, коммунальному транспорту - остаются льготники. Соответственно, предприятия электротранспорта выживают исключительно за счет бюджетных средств. Однако, если развивать коммунальный транспорт, то этот бизнес не насколько убыточен, как все привыкли считать. К примеру, Винница реформировала свою транспортную систему, а именно - исключили дублирование маршрутов электротранспорта частными маршрутками, обеспечили в достаточном количестве выход на линии троллейбусов, трамваев и автобусов. В итоге доход Винницкого трамвайно-троллейбусного управления вырос в три раза.

Читайте также ранее опубликованные мнения Александра Кавы