Постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» № 491 от 07.07.2015. вступило в силу в полночь 8 сентября, кроме отдельных пунктов, которые вступят в силу в 2016 году. Еще после опубликования этого постановления в газете «Урядовий кур'єр» 24 июля стало ясно, что документ имеет поистине революционный характер. Это впечатление нашло свое подтверждение уже с первых часов применения постановления.
В морских портах работа идет круглосуточно, а счет времени, необходимого для совершения операций по обработке судов и выполнения контрольно-административных операций идет на минуты.
Первым судном, которое было обработано по новым схемам, стал контейнеровоз «INDEPENDENT VENTURE». В 1:35 в Одесском порту на борт поднялись лишь пограничники для оформления членом экипажа, и в 2:00 судно ушло. 25 минут!
Судно «GAS MANTA» в порту Южный стало к причалу № 3 в 6:35, и в 8:35 уже начались грузовые работы, не дожидаясь окончания оформления членов экипажа пограничниками. Оформление на приход судна «BEYLERBЕYI» в порту Одессы длилось 16 минут – с 9:14 до 9:30.
Читайте также Как будто в Европу прибыли: что говорят капитаны судов после дерегуляции в портах Украины
В порту Николаева теплоход «Victoriya» был оформлен за 10 минут. Теплоход «Килия» в порту Херсона представители пограничной и таможенной служб оформляли менее часа, а в Южном судно “BOTTIGLIERI FLAVIO BORRIELLO” под флагом Италии ошвартовалось к причалу № 16 в 13:00 и уже в 13:05 на борт поднялись представители сюрвейеров и стивидоров для организации грузовых работ, так что оформление длилось 5 минут. Впечатляет, не правда ли?
За счет чего же стала возможной такая экономия времени при оформлении судов, несущих как отечественный, так и иностранные флаги? Это стало возможным, в первую очередь, потому, что была предпринята работа по упрощению правил оформления транспортных средств и грузов в пунктах пропуска, которые сейчас функционируют в морских портах Украины, в частности, благодаря дистанционному оформлению на основании заблаговременно поданных документов без созыва комиссии, которая до этого создавалась для оформления прихода и отхода судов.
Разумеется, такие попытки предпринимались и раньше, ведь Украина является членом Конвенции об облегчении международного морского судоходства, принятой 09.04.1965 в Лондоне. Эта Конвенция имеет характер межправительственного международного договора. Уже 21.09.1993 Кабинет Министров Украины принял решение о присоединении ней. Конвенция вступила в силу для Украины 24.12.93.
Попытки внедрения стандартов и рекомендаций Конвенции предпринимались и ранее. Например: постановление Кабинета Министров «Об утверждении Порядка перемещения товаров в пунктах пропуска через государственную границу, расположенных на территории морских портов Украины, во время контейнерных перевозок в прямом смешанном сообщении» № 320 от 02.04.2009, которым был утвержден соответствующий Порядок, в п. 3 которого также предусматривалась возможность контроля без создания комиссии.
Однако широкого внедрения в практику контролирующих органов подобные решения не получили. Думается, что недостаточно лишь формальных решений, но необходима еще так называемая «политическая воля». Хотя это понятие уже изрядно истерто от не всегда удачного употребления, на самом деле без наличия политической воли по внедрению не только буквы, но и духа соответствующих решений в жизнь, они могут остаться только на бумаге.
Другой важнейший фактор, позволяющий облегчить и ускорить, то есть, как говорится «дерегулировать», оформление транспортных средств и товаров при пересечении ними государственной границы – это автоматизация, компьютеризация документооборота. В развитых странах такие технологии апробированы и успешно работают уже давно. Разумеется, их внедрению способствует и адекватное правое регулирование. Вопросам, связанным с развитием автоматизации документооборота, посвящается очень много внимания в последнее время. В том постановлении № 491, которое стало предметом нашего рассмотрения, в особенности.
Так, вносятся соответствующие изменения в постановление Кабинета Министров Украины «Вопросы пропуска через государственную границу лиц, автомобильных, водных, железнодорожных и воздушных транспортных средств перевозчиков и товаров, перемещаемых ими» № 451 от 21.05.2012. П. 10 Типовой технологической схемы пропуска через государственную границу лиц, автомобильных, водных, железнодорожных и воздушных транспортных средств перевозчиков и товаров, перемещаемых ими, подвергся серьезным изменениям, отражающим необходимость использования информационной системы портового сообщества, в которой соответствующие государственные контролирующие органы, администрация порта и субъекты хозяйствования обмениваются информацией в электронной форме.
Значительному изменению подверглись также п.п. 11 и 16 Типовой технологической схемы осуществления таможенного контроля водных транспортных средств перевозчиков и товаров, перемещаемых ими, в пунктах пропуска через государственную границу. Все эти инновации должны способствовать уменьшению стоимости импортных товаров, оживлению в деятельности портов, в частности, увеличению объемов перевалки , экономии времени и средств, которая оценивается в сумме порядка 5-8 млрд. гривень/год. А главное, что особо актуально, значительно редуцируются факторы, создающие условия для коррупционных проявлений.
К категории последних решений, способствующих дерегуляции в портах, относятся также постановления Кабмина «О внесении изменений в Правила охраны внутренних морских вод и территориального моря Украины от загрязнения и засорения» № 492 и «О внесении изменения в приложение к постановлению Кабинета Министров Украины от 3 июня 2013 г. № 405» № 483, которое призвано обеспечить равный доступ портовых операторов к причалам, находящимся в хозяйственном ведении администраций морских портов, от 07.07.2015.
Такие значительные подвижки в деле дерегуляции деятельности в морских портах Украины вполне соответствуют общему процессу дерегуляции хозяйственной деятельности в Украине, разговоры о котором длятся непрерывно уже многие годы. Проведение в жизнь, в практику этих идей потребовало нового политического мышления, а также довольно значительной работы по формально-правовому регулированию и техническому регламентированию соответствующих процедур. Эти подвижки могут означать решительный поворот в деле реформирования не только портового сектора, но и всей экономики страны. Во всяком случае, мы надеемся на это.