О качестве дорог в Украине на протяжении последних 20-ти лет говорится более чем достаточно, но, как видим, проблема все еще актуальна. К сожалению, существующая до сих пор система дорожного контроля не оправдала себя.
Одной из инициатив, поддержанных Федерацией, было создание Государственного дорожного фонда и эффективный контроль за его поступлениями и расходами. На сегодняшний день на рассмотрение Верховной Рады внесен депутанський законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно создания Государственного дорожного фонда Украины» Понимая необходимость и приветствуя такую инициативу, по нашему мнению, целесообразным было бы внесение подобной законодательной инициативы от правительства.
В настоящее время в результате реформирования системы управления автомобильными дорогами начинает реализовываться процесс передачи управления дорогами в регионы. Но одним из отправных моментов в этом процессе является сохранение существующих дорог, ведь дороги - это рабочее место водителя. От ее состояния зависит эффективность работы перевозчика и состояние автотранспортных средств, поэтому она, прежде всего, должна быть безопасной и качественной. Перевозчики в лице Федерации работодателей транспорта Украины приветствуют инициативы Мининфраструктуры, направленные на сохранение и развитие дорог, запрет движения автотранспортных средств сверх допустимых норм для каждого класса дорог, установка стационарных и передвижных систем весового контроля на дорогах. Соответствующие предложения Федерации переданы в Кабинет Министров Украины.
Как показывает опыт других государств, такой подход является действенным и эффективным, что позволяет сэкономить затраты на ремонт дорог и не допустить их разрушения перегруженными транспортными средствами. Выгода недобросовестного перевозчика от поездок с превышением габаритных и весовых норм в разы меньше нанесенного им ущерба дорожному покрытию. На сегодня перегруженный автомобиль может двигаться по дорогам различных классов, получив на это специальное разрешение, то есть продолжать «легально» разрушать дороги. Мы согласны с тем, что существуют исключения (неделимые грузы и т.д.), тогда действительно нужно разрешение и согласование маршрута движения такого автомобиля. Но если груз можно разделить, то мы подтверждаем, что такую машину до приведения своих весовых параметров в норму выпускать из контрольного пункта нельзя. Жаль, что кроме деклараций о необходимости приобретения стационарных и передвижных пунктов контроля габаритно-весовых параметров, не приняты до сих пор никакие меры в направлении реализации этого намерения.
Как член Общественного совета при Укравтодоре, хочу сообщить, что Общественный совет, учитывая неудовлетворительное состояние организации и осуществления контроля движения сверхурочных перевозок грузов автомобильным транспортом, обратилась к министру инфраструктуры с просьбой срочно ходатайствовать перед Кабмином по урегулированию проблем, связанных с перевозками грузов автомобильными дорогами и уменьшением нагрузки путем перераспределения грузопотоков на железнодорожный и морской транспорт и необходимости соблюдения перевозчиками норм действующего законодательства. Одновременно направлено обращение Министра внутренних дел по участию сотрудников ГАИ в осуществлении контроля за соблюдением водителями крупногабаритных / тяжеловесных транспортных средств условий и режимов движения в пунктах осуществления габаритно-весового контроля.
С целью участия автомобильной общественности в разработке прозрачных подходов к строительству дорог Федерация активно приобщается к работе COST - Инициативы по обеспечению прозрачности в строительной отрасли (создана в 2008 году), целями которой является сделать проекты строительства государственных объектов инфраструктуры более прозрачными и подотчетными, уменьшая неэффективное управление, расточительство и коррупцию. Благодаря проекту COST финансирования, которое получит Украина от Всемирного Банка на развитие дорожной инфраструктуры, будет подотчетным и контролируемым.