Сегодня своей очереди в парламенте ждут три важных для дорожного хозяйства законопроекта. Если бы все украинцы понимали важность этих документов, парламентарии не смогли бы выйти из зала заседаний, без позитивного голосования, пишет в эксклюзивной колонке для портала ЦТС глава департамента автоперевозок при МИУ Роман Хмиль.

"Более 40% украинских дорог на сегодня уже полностью уничтожены. Причина - отсутствие текущего ремонта в течение последних 10 лет. Сейчас эти дороги уже требуют капитального ремонта - "с нуля". Остальные -  находятся в неудовлетворительном состоянии. При отсутствии надлежащего обслуживания через 5-7 лет они тоже могут исчезнуть. Это не выдумка и не параллельная реальность, это наше ближайшее будущее, если...

Сегодня своей очереди в парламенте ждут три важных для каждого украинца законопроекта: №0954 о передаче местных дорог общинам на местах, №2724 о создании целевого Дорожного фонда, №2725 о механизме прозрачного финансирования дорог государственного и местного значения.

Если бы все наши граждане понимали важность этих документов, парламентарии не смогли бы выйти из зала заседаний, без позитивного голосования. И вот почему:

Основная причина ужасного состояния наших дорог - недостаточное и несистемное финансирование отрасли. Один год мы активно ремонтируем все магистрали под Евро-2012, а потом резко сводим затраты на их обслуживание к нулю. Научно доказано, что несвоевременный текущий ремонт и некачественное содержание увеличивает стоимость дальнейших ремонтных работ в 3-5 раз. С таким подходом мы по спирали катимся в пропасть. Именно поэтому мы требуем обеспечить целевое использование средств, собранных с акцизов на топливо, что сдвинет ситуацию с мертвой точки.

Еще одна причина - перегруженные фуры, которые разрушают дорожное покрытие. 99% дорог уничтожают именно эти 1-2% нарушителей весовых норм. Страдают от этого все 100% автомобилистов. По оценкам ассоциации АсМАП, которая объединяет добропорядочных грузовых перевозчиков, на ремонты их транспортных средств уходит около 200 млн грн ежегодно. А сколько тратят на внеплановые ремонты личных авто наши граждане и подсчитать трудно.

Акциз. На сегодня, покупая горючее, мы платим акциз, который должен поступать на ремонт дорог. За 2015 год в государственный бюджет поступит больше 35 млрд грн. Однако, на сегодняшний день эти средства не доходят до дорог, а расходуются на другие цели. Именно поэтому законопроект о Государственном дорожном фонде является критическим. Мы направим все средства, уплаченные автомобилистами, в единый кошелек, откуда деньги должны идти исключительно на дороги!

"Уже в этом году в местные бюджеты пришли около 25 млрд грн с 5% налога на подакцизные товары, продаваемые на местных АЗС" 

Дороги - недешевое удовольствие. Все мы хотим забыть о ямочном ремонте. Тем более, что большинство украинских дорог нуждаются если не в капитальном, то хотя бы в среднем ремонте. Его стоимость на 1 км дороги составляет плюс-минус 5 млн грн. Именно за такие деньги в этом году ремонтировали трассу Львов-Бибрка-Ивано-Франковск. Цена справедливая, потому что именно столько стоил аналогичный ремонт в 2013 году, хотя курс доллара был совсем другим. Так что мы уверены, что не переплачиваем. На 2016 год на дороги из бюджета запланировано примерно 3,3 млрд грн. Большая сумма на первый взгляд. Однако, по предварительным расчетам за эти средства можно отремонтировать чуть более 600 км и ноль - на обслуживание всех остальных. 600 км на всю Украину  - это где-то 25 км в каждой области. Такими темпами ситуация с дорогами у нас решится примерно... никогда. Ведь даже если строить 25 км дорог, то без правильной эксплуатации в это же время разрушаются тысячи.

Однако выход есть и это целевой Дорожный фонд. Это увеличит финансирование, по меньшей мере, в десять раз. При этом, каждый украинец сможет отслеживать, как распределяются средства и сколько было потрачено на ремонт той или иной дороги.

Форма управления "Как в Киеве скажут" не работает. Исторически разнарядка о ремонте той или иной дороги в самых отдаленных уголках нашей страны приходила из киевских кабинетов. Очевидно, что такая система неэффективна. Решение, какой путь ремонтировать, кто это будет делать и сколько средств на это тратить, должны принимать на местном уровне. Именно об этом законопроект №0954. Чем быстрее мы отдадим регионам дороги, технику и средства на их обслуживание, тем скорее у нас появятся нормальные автодороги.

Для украинцев это означает, что у местных властей появится все необходимое для решения каких-либо проблем местных дорог. Мы сможем влиять на то, где провести ремонт в первую очередь. Уже в этом году в местные бюджеты пришли около 25 млрд грн с 5% налога на подакцизные товары, продаваемые на местных АЗС. Эти деньги чиновники в регионах могут и должны использовать на восстановление дорожного полотна. Для сравнения, Укравтодора в 2015 г.  на дороги государственного и местного значения выделили в 6 раз меньше средств.

И это только прямые причины. Если мы улучшим качество украинских дорог, существенно уменьшится смертность в ДТП. Кроме этого вложенные в дороги инвестиции ускорят экономическое развитие страны. Опыт всех развитых стран показывает, что они возвращаются сторицей в виде роста ВВП. Украина имеет выгодное географическое положение и большой транзитный потенциал. Этим нельзя пренебрегать. Обеспечив качественное покрытие и среднюю скорость на наших магистралях "от границы до границы" на уровне 60-80 км /ч (сейчас 20-30 км/ч), мы сделаем Украину более привлекательной для иностранных перевозчиков, дадим толчок для развития туризма.

К сожалению, законотворческая деятельность в Украине движется чрезвычайно медленно. В течение 2015 года мы разработали и направили в Верховную Раду значительное количество законопроектов, остался последний шаг - проголосовать. Если депутаты не понимают важности этих изменений, надежда на избирателей. Я призываю каждого украинца, не стоять на обочине. Обратитесь к депутату или в партию, за которую голосовали, напишите им в facebook в конце концов. А если не мы, то кто?"