Создание современной портовой инфраструктуры - важная составляющая сохранения и увеличения грузопотоков черноморских портов Украины. О том, какую роль в реализации этих задач играет развитие глубоководных гаваней рассказывает директор ГП "ЧерноморНИИпроект" Сергей Никулин.

В последнее время много говорится о том, что Украине не хватает глубоководных портов. Так ли это? Как мы выглядим со своими глубинами на фоне других портов Черного моря? А если принять во внимание, что порты Украины конкурируют не только с черноморскими портами, но и прибалтийскими, интересно также узнать - как обстоят дела с глубинами крупнейших портов Балтийского моря? 

Смотря что считать  глубоководным портом. Турецкий порт Эрдемир, румынский  Констанца, российский Новороссийск имеют глубины до 19 м, но в основном, это глубины у нефтепричалов (Эрдемир - грузы навалом). Сегодня наши глубины чуть меньше: порт Ильичевск - глубина на канале до 15 м, Южный - до 15 м. Есть еще негосударственный морской терминал "Авлита", где глубина до 17 м. У балтийских портов глубины поменьше, чем у черноморских. Например, глубины порта С.Петербург - до 18,2 м; Усть-Луги - до 16 м; Клайпеды - до 14 м; Риги - до 12 м, Вентспилса - до 17,5 м. Нужны ли нам глубоководные порты? Безусловно.

Не считаете ли Вы, что глубоководные порты - это узкий интерес железорудного сегмента экспорта? Наблюдаются ли также тенденции к увеличению размерности судов для наливных, контейнерных грузов? Не являются ли, на Ваш взгляд, глубины пролива Босфор естественным ограничением для размера судов, которые заходят на Черное море, что оставляет черноморские порты немного в стороне от тенденции к увеличению глубин?

Почему только для железорудных? А зерновые, а налив, а контейнеры? Хотя я согласен, что говорить нужно в первую очередь не о глубоководности, а о грузах. Но кроме этого нужно говорить и об инвестиционном климате в стране, в частности, об особенностях нашего государственного регулирования, взаимоотношениях с потенциальными транзитерами и т.д. Что касается Босфора - у него глубин достаточно. Там есть другие проблемы, но они касаются больше налива, и то в контексте безопасности для Стамбула и акватории.

Какие украинские порты, на Ваш взгляд, нуждаются в дноуглублении и имеют все шансы занять свою нишу среди глубоководных портов? Стоит ли стремиться реализовать дноуглубительные проекты в как можно большем количестве портов?

Начну со второй части вопроса - глубоководность - не самоцель. Определение порта как потенциально глубоководного зависит от сохранившихся тенденций специализации этого порта, хотя они сегодня уже достаточно размыты. В то же время, бизнес-интересы грузовладельца или трейдера в части этой специализации применительно к конкретным портам понятны. Что касается дноуглубления, то сегодня пока в нем нуждаются порт Южный, Ильичевск и, отчасти Одесский порт.

Какие конкурентные преимущества для страны и украинской экономики в целом создают глубоководные порты?

Как много говорилось о нашем важнейшем ресурсе - транзитном потенциале! Просто не следует забывать, что Россия для нас не только конкурент, но и партнер. Важно своими действиями по увеличению пропускной способности наших портов (и не только за счет предложения бόльших глубин, а и за счет, прежде всего, роста качества - это технологии, пропускной режим, инвестиционная привлекательность и т.д.) направить нашим потенциальным партнерам сигнал, заставить их задуматься, что лучше: строить новые порты (даже из чисто политических соображений) или инвестировать свои средства в уже готовые украинские порты?