Вице-премьер Аркадий Дворкович «дал указание РЖД снизить расходы, связанные с пригородным железнодорожным сообщением, на уровень до 5%». Об этом вице-премьер заявил на совещании у президента Владимира Путинав среду. Представитель РЖД говорит, что компания работает над сокращением расходов в организации пригородных перевозок, пишут Ведомости.
Расходы РЖД, связанные с пригородным сообщением, — обслуживание инфраструктуры и подвижного состава пригородных пассажирских компаний(ППК). Доходы — плата ППК за использование инфраструктуры монополии и аренду подвижного состава. ППК, тарифы которых регулируются (а это большинство ППК в России), платят льготный тариф в 0,25% за пользование инфраструктурой (до этого года — 0,01% для всех ППК). Недостающие доходы РЖД получает в качестве компенсации из федерального бюджета — по 25 млрд руб. в год.
По данным Счетной палаты, расходы РЖД от организации пригородных перевозок в 2013 г. составили 35,2 млрд руб. (доходы — 28,4 млрд руб.). В 2012 г.: расходы — 35,8 млрд руб., доходы — 27,4 млрд. При этом плата за пользование инфраструктурой для ППК в 2013 г. выросла на 7%, в 2012 г. — на 6%, отмечает в своем отчете Счетная палата.
Данные РЖД о расходах на организацию пригородных перевозок отличаются от подсчетов Счетной палаты. Расходы в 2013 г. составили 1 млрд руб. (в 2012 г. — всего 28 млн руб.), доходы — 62 млн руб.(в 2012 г. — 4 млн руб.), говорится в отчете монополии по РСБУ. В отчетность по МСФО РЖД включает расходы «дочек» монополии на организацию пригородного сообщения в раздел «Прочие сегменты», расходы по ним — 20,9 млрд руб. в 2013 г.
Вице-премьер ранее предложил ряд мер дополнительной поддержки пригорода: обнуление налога на добавленную стоимость (НДС) для ППК (Минтранс уже подготовил проект поправок в Налоговый кодекс), снижение ставки платы за инфраструктуру до 0,01% и выделение денег регионам для компенсации ППК. РЖД может получить 8,8 млрд руб. из антикризисного фонда на дополнительные компенсации от изменения льготной ставки. ППК могут сэкономить 6,5 млрд руб. — на снижении налогов. Дворкович на совещании у Путина говорил, что Минфин пока не согласовал выделение дополнительных денег РЖД.«Нового источника нет. Я дал команду все равно вносить это решение, с тем чтобы председатель правительства мог принять его без дальнейших проволочек», — рассказывал вице-премьер.
Вчера министр транспорта Максим Соколов заявил, что регионы получат 15 млрд руб. «для сбалансированности и устойчивости пригородного сообщения» (слова министра приводит «Интерфакс»). По оценке министра, дефицит финансирования пригородных перевозок составляет 20 млрд руб. Хотя неделю назад РЖД заявляла, что снижения НДС, возврата льготного инфраструктурного тарифа и выплаты из антикризисного фонда будет достаточно, чтобы сделать пригородные перевозки безубыточными. Путин раскритиковал Дворковича за массовую отмену электричек и потребовал их восстановить. С начала года было отменено более 300 электричек в 42 регионах. Вологодская и Псковская области полностью лишились электричек. В 2012-2014 гг. было отменено 894 поезда, подсчитала Счетная палата.
РЖД называет основной причиной отмены неплатежи со стороны регионов (должны компенсировать ППК недостающие расходы на перевозки). Сумма некомпенсированных потерь ППК в 2014 г. — 6,4 млрд руб., сообщила РЖД. Но региональные власти называют систему тарифообразования на пригородные перевозки непрозрачной. Большая часть расходов ППК — аренда подвижного состава у РЖД и его обслуживание. Но теперь, по данным «РИА Новости», РЖД готова передать пригородные поезда в капитал ППК в 27 регионах.