В пятницу стали известны результаты работы ПГК после того, как полным собственником компании стала UCL Rail Лисина. В 2012 г. ПГК впервые снизила операционные расходы на 7% до 77,5 млрд руб., говорится в пояснительной записке к консолидированной бухгалтерской отчетности компании по РСБУ (см. график). При этом выручка оператора по РСБУ за прошлый год выросла на 3,7% до 119,5 млрд руб., а чистая прибыль — почти на 67,6% до 34,4 млрд руб., пишут "Ведомости".

За 2012 г. затраты на аренду вагонов снизились в 5 раз до 2,4 млрд руб. Сейчас ПГК арендует 27 700 вагонов у материнской Независимой транспортной компании (НТК), поясняет представитель оператора. Сократились и другие расходы: коммерческие (в том числе на рекламу) в 2 раза до 129 млн руб., в 2 раза снизились и затраты на вознаграждение менеджмента — до 65 млн руб. Расходы ПГК в то время, когда она была «дочкой» РЖД, были раздуты, поэтому логично, что новый собственник их решил сократить, говорит гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов.

Структура Владимира Лисина — НТК стала акционером ПГК осенью 2010 г., купив у РЖД 75% оператора. В конце прошлого года НТК стала 100%-ным акционером ПГК. За девять месяцев 2012 г. ПГК выплатила 20 млрд руб. дивидендов (почти 60% от чистой прибыли), говорится в отчете оператора. РЖД получила выплаты в соответствии с принадлежащим ей пакетом, сказал представитель оператора (его слова передал «Прайм»). Выходит, РЖД могла получить около 5 млрд руб. За 2011 г. ПГК дивиденды не выплачивала.

Дивиденды от ПГК нужны НТК, в том числе чтобы расплачиваться по кредиту, взятому на покупку оператора, поясняет аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. На покупку 75% ПГК НТК привлекла 75 млрд руб. у «Сбербанк CIB» и «ВТБ капитала» и еще 42 млрд руб. у тех же банков — на покупку еще 25% оператора. Какую сумму от чистой прибыли ПГК будет направлять на выплаты акционеру в дальнейшем, представитель оператора не уточнил.

В конце декабря прошлого года ПГК поручилась по займу НТК на 117 млрд руб. в «Сбербанк CIB» и «ВТБ капитале», чтобы материнская компания смогла получить более выгодные условия, говорится в пояснительной записке к отчету ПГК. НТК выносила на совет директоров вопрос о поручительстве по своему кредиту еще в августе 2012 г., но тогда члены совета от РЖД выступили против. Президент РЖДВладимир Якунин опасался, что это может снизить минимум на 10 млрд руб. стоимость 25% ПГК, которые монополия планировала продать осенью. Впрочем, после получения контроля над ПГК НТК удалось заручиться поручительством «дочки».

Срок поручительства ПГК по кредиту НТК — до 6 декабря 2016 г., говорится в материалах оператора. Новые условия кредитного договора представитель ПГК не раскрыл. Представитель «Сбербанк CIB» от комментариев отказался, его коллега из «ВТБ капитала» на вопросы не ответил.