Федеральная грузовая компания (ФГК, "дочка" РЖД) предлагает создать для решения проблемы лишнего парка банк вагонов. Он арендует у операторов около 300 тыс. - по числу "лишних" вагонов на сети, говорится в презентации гендиректора оператора Виталия Евдокименко, передают Ведомости.

Модель создания банка ФГК видит так: собственники вагонов (операторы, лизинговые компании, грузоотправители) сдают вагоны в аренду по рыночным ставкам (400-500 рублей за вагон в сутки) сроком от 1 до 5 лет, а банк отдает по ставке 600 рублей (она включает расходы банка на обслуживание вагона и др.). Сокращение парка в этом случае произойдет за счет того, что участники банка возьмут обязательство не покупать новые вагоны и не арендовать их у других собственников, а пользоваться услугами банка.

Минтранс РФ при этом может отказывать в регистрации новых вагонов, за исключением инновационных, которые приобретаются взамен списанных. А также приостановит не менее чем на год выдачу номеров для вагонов, пока на рынке не наметится дефицит.

Участвовавший в посвященном этой инициативе круглом столе ФГК представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) предупредил, что такая схема нарушает антимонопольное законодательство, так как ограничивает права грузоотправителей.

Схема создания банка вагонов сырая, замечает гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. Это приведет к тому, что грузоотправители купят вагоны и будут ими оперировать, поясняет он. Единственное решение проблемы профицита парка, по мнению Бурмистрова, - списать старые вагоны. По данным Минпромторга, их на сети 325 тыс., или 24% всего парка.