РЖД с 17 декабря ввела ограничения на отправку зерна на экспорт в адрес всех грузополучателей. В телеграмме госмонополия ссылается на "необеспечение выгрузки и приема вагонов с зерном" и проблемы с отставанием движения поездов. Срок, на который введены ограничения, не определен. Об этом сообщает РБК.
Источник, близкий к РЖД, утверждает, что решение об ограничении экспорта было принято не самой монополией: "компанию поставили в такие условия", сказал он, отказавшись от дальнейших объяснений.
Проблемы с экспортом зерна начались еще в ноябре. 27 ноября Россельхознадзор заявил, что обеспокоен тем, что производители зерна не соблюдают карантинные требования при перевозке зерна как по территории России, так и при экспортных операциях. Тогда же глава Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил, что экспорт зерна идет по контрактам, подписанным с офшорными зонами, из-за чего бюджет несет потери. А 16 декабря ведомство перестало выдавать фитосанитарные сертификаты на экспорт зерна по большинству направлений.
По сути, все эти действия означают запрет на экспорт, констатирует глава Зернового союза Аркадий Злочевский. Это приведет к срыву контрактов и потерям производителей, а также повредит репутации. В 2010 году об ограничении экспорта "хотя бы было объявлено официально", сейчас же российские экспортеры даже не смогут сослаться на форс-мажор, отмечает Злочевский. Он прогнозирует, что принятые меры приведут к падению цен на внутреннем рынке и росту - на мировом.
Власти решили приостановить экспорт, чтобы сбить рост цен на внутреннем рынке, считает один из источников на рынке. "Это классическая история 1917 года. Государство пытается взять зерно у "крестьян" любым способом", - сказал он.
По данным ПроЗерно, средние рыночные цены на зерно в России на 12 декабря составляли 11,1 тыс. рублей (195,7 долларов) за тонну пшеницы 3-го класса. Из-за девальвации производителям выгоднее отправлять зерно на экспорт: цена FOB Новороссийск в пересчете на рубли по курсу на 12 декабря была выше почти на 30%. Экспорт российского зерна в 2014 году ожидается на уровне 30 млн тонн. Основные покупатели: Турция, Египет, Йемен, Израиль, Грузия, Судан, ЮАР, Иран и Южная Корея.