Премьер России Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому с 1 ноября 2014 года владельцы грузовиков с разрешенной массой выше 12 тонн должны будут платить за проезд по федеральным дорогам. Тариф составит 3,5 рубля за 1 км. Об этом сообщает Коммерсантъ.
От платы освобождаются автобусы, спецгрузовики полиции, пожарной службы, скорой помощи и военных. Кроме того, за проезд не нужно будет платить при пользовании платными дорогами ГК "Автодор".
Предполагается, что в кабине каждого грузовика будет установлен спецприбор c GPS/ГЛОНАСС-датчиком, по которому можно будет отслеживать путь большегруза. Устанавливать такие устройства будут бесплатно: по оценкам Росавтодора, понадобится около 2 млн приборов. Прежде чем начать пользоваться счетчиком, владельцу грузовика нужно будет зарегистрироваться в системе, получив расчетный счет, и положить туда деньги - они будут списываться по мере движения машин.
В Росавтодоре рассчитывают, что все деньги, собранные с владельцев грузовиков, будут направлены в дорожное строительство. Планируемые поступления в бюджеты всех уровней составят около 83 млрд рублей (2,6 млрд долларов) в 2015 году и 159 млрд рублей (5 млрд долларов) в 2024 году (в 2012 году на приведение дорог в нормативное состояние Росавтодор потратил около 300 млрд рублей). Помимо этого, по оценкам чиновников, около 33 млрд рублей в 2015-2031 годах составит экономический эффект от предотвращенных ДТП, которые происходят из-за плохого состояния дорог.
Глава межрегионального профсоюза водителей Александр Котов считает, что власти не смогут создать работоспособную систему к 2014 году. "На самом деле грузовиков с массой более 12 тонн гораздо больше 2 млн, - считает он. - В любом случае водители найдут огромное количество способов, чтобы обойти систему оплаты".
Котов привел в пример практику середины 90-х, когда крупные перевозчики пытались следить за водителями с помощью GPS-антенн на грузовиках: водители надевали на них цинковые ведра, делая грузовики невидимыми для спутников. "Необходимо создать условия, при которых водители понимают, за что они платят и куда эти деньги пойдут, - добавил Котов. - А когда у нас каждый день сообщают о чиновниках-дорожниках, которые крадут миллионы себе в карман, то платить совершенно не хочется".