Группа депутатов Верховной Рады зарегистрировала законопроект о создании в структуре бюджета Украины Государственного дорожного фонда, средства из которого будут направляться "Укравтодору" и местным властям для финансирования дорожных работ. Об этом сообщает OilNews со ссылкой на Деловую столицу (ДС).
В числе авторов законопроекта №2725 сын владельца агрохолдинга "Нибулон" Андрей Вадатурский, медиамагнат Игорь Диденко (медиагруппа "Авто-центр"), львовский миллионер Ярослав Дубневич, и другие.
Согласно подсчетам ДC, ежегодно в фонде будет аккумулироваться порядка 50-75 млрд гривен, что в десятки раз больше, чем в настоящее время выделяется на содержание дорог. Руководство Мининфраструктуры не раз заявляло о необходимости финансирования дорожного хозяйства из одного источника. Сейчас деньги, собранные в виде акциза и ввозной пошлины на нефтепродукты, идут в общий фонд госбюджета. Общая сумма таких поступлений составляет примерно 25-30 млрд гривен в год.
Государственный дорожный фонд планируется наполнять из нескольких источников, главный из которых - топливный акциз. "По словам руководителя департамента автотранспорта Мининфраструктуры Романа Хмиля, его ставку нужно повысить в два раза - с нынешних 15 до 30%. Это обеспечит поступления в фонд до 50-60 млрд гривен ежегодно", - пишет ДС.
Второй источник наполнения фонда - плата за проезд грузовиков по автодорогам госзначения (соответствующий законопроект уже разработало Мининфраструктуры). За счет нового сбора в фонд будет поступать от 4 млрд до 8 млрд гривен в год. Кроме того, в дорожный фонд будут поступать уплаченные штрафы за проезд перегруженных фур - по прогнозам, порядка 500 млн гривен в год, пишет ДС.
Как напоминает OilNews, в 2015 году акцизы незначительно выросли - в среднем на 2-4 евро за тонну, при этом к основному акцизу прибавился 5%-ный сбор с розничной реализации подакцизных товаров (в том числе топлива на АЗС), который должен направляться в местные бюджеты. Однако система его сбора пока остается непрозрачной и Государственная фискальная служба (ГФС) не в полной мере отслеживает этот сбор.
В то же время, как отмечает OilNews со ссылкой на данные экспертов, активизировавшиеся с начала весны контрабандные поставки топлива приводят к потерям госбюджета в размере 250 млн гривен акциза и НДС. От уплаты сбора, прикрываясь несовершенным налоговым законодательством, уходят и крупные сети АЗС, которые продают топливо, кустарно изготовленное с использованием импортируемых присадок и промежуточных продуктов переработки, которые не облагаются акцизом. Например, в сети БРСМ закупки товарных бензинов вдвое меньше реализации, а в 2014 году сеть фактически не закупала бензин А-95, хотя на своих колонках предлагает три марки топлива с таким октановым числом.