Крупнейшие европейские авиахолдинги Air France - KLM, International Airlines Group (IAG) и Lufthansa, а также лоукостеры Ryanair и easyJet, на которых приходится примерно половина пассажиропотока в Европе, объединились в новую ассоциацию, которая начала свою работу 20 января. Группа получила название Airlines for Europe (A4E; "Авиакомпании для Европы") по аналогии с крупнейшей североамериканской ассоциацией Airlines for America (A4A). Об этом сообщает ato.ru со ссылкой на Air Transport World.
Деятельность нового объединения изначально будет направлена на решение вопросов в четырех наиболее критичных областях, где необходима выработка срочных мер. Во-первых, речь идет об аэропортовых сборах. В Ryanair подчеркивают, что с 2005 года 21 крупнейшая воздушная гавань Европы подняла эти тарифы на 80%. Во-вторых, ассоциация хочет добиться снижения тарифов на управление воздушным движением за счет формирования единого европейского неба (в дальнейшем цены должны регулироваться на уровне ЕС).
В-третьих, A4E выступает за отмену необоснованных налоговых сборов, которые негативно сказываются на финансовых показателях авиакомпаний и, следовательно, на их сотрудниках (что может повлечь забастовки). В своем заявлении Ryanair ссылается на опыт Нидерландов, где отмена налогов на билеты в 2009 году привела к увеличению пассажиропотока. В-четвертых, авиакомпании потребовали доработки и ускорения внедрения недавно представленной европейской авиационной стратегии.
Среди основных спорных моментов остаются вопросы конкуренции с ближневосточными операторами - Emirates, Etihad и Qatar Airways. Так, Lufthansa выступает против усиления позиций этих авиакомпаний в Европе, в то время как IAG, которая на 10% принадлежит катарской авиакомпании Qatar Airways, не имеет ничего против ближневосточной тройки. Также разногласия среди членов ассоциации возникают относительно либерализации авиационного рынка внутри Европы.
A4E будет представлять интересы своих участников при работе с органами Евросоюза, международными организациями и национальными правительствами. В дальнейшем количество участников A4E, скорее всего, вырастет.
Создание A4E ставит под угрозу дальнейшее существование другой организации - Ассоциации европейских авиакомпаний (AEA), которая, по мнению экспертов, начала терять свою силу. Ранее из нее уже вышли British Airways и Iberia (обе входят в холдинг IAG), Air Berlin и Alitalia. Ожидается, что в ближайшее время ее покинут и Air France - KLM с Lufthansa.