РЖД в апреле столкнулось с более резким, чем прогнозировалось, падением погрузки на железной дороге: объемы упали на 2,7% вместо предполагавшихся 1,5%. В монополии это объясняют спадом экспорта, пишет Коммерсантъ.
Первый вице-президент РЖД Вадим Морозов сообщил ТАСС, что погрузка в экспортном направлении снизилась на 7%, добавив, что грузоотправители предъявляют меньший объем грузов, чем ожидалось.
Вместе с тем источник в монополии пояснил, что перевозки сократились практически во всех направлениях, кроме Северо-Кавказского. "Упал как экспорт, так и импорт, причем последний сразу на 50%", - отметил собеседник газеты. По данным Федеральной таможенной службы РФ, в январе-марте импорт товаров из дальнего зарубежья сократился на 35,6% до 37,86 млрд долларов.
Что касается внутренних грузов, то, например, погрузка стройматериалов в апреле оказалась на 510 тыс. тонн ниже, чем ожидалось, а черных металлов - на 170 тыс. тонн.
Андрей Третельников из RMG говорит, что снижение экспорта в первую очередь обусловлено падением мировых цен (на железную руду - на 24% с начала года, на металлы - на 17%) и укреплением рубля. Еще несколько месяцев назад у российских экспортеров было ценовое преимущество перед конкурентами из других стран, но восстановление рубля сократило их рентабельность, отмечает аналитик.
В предыдущие месяцы темпы падения погрузки на сети РЖД были не столь ощутимы, а по итогам первого квартала погрузка сократилась лишь на 0,6% до 292,1 млн тонн. При этом, по данным Росстата, промышленное производство в РФ в январе-марте упало на 0,4% в первую очередь за счет обрабатывающей промышленности.
Источник, знакомый с планами РЖД, говорит, что наметившаяся тенденция заставит монополию пересмотреть общий прогноз на 2015 год, который предполагает рост на 1,1% (в 2014 году погрузка сократилась на 0,8% до 1,23 млрд тонн). По данным газеты, сейчас в РЖД уже допускают падение погрузки в 2015 году на 1,7-2%.