ВТБ сообщил вчера о предоставлении ГК «Трансбункер» $17 млн на пять лет для финансирования строительства нефтеналивного терминала в порту Усть-Луга. В этом году компания, для которой это новый регион, и ВТБ вложат в проект около $50 млн, сообщает ВТБ. В «Трансбункере» на запрос «Ведомостей» не ответили.

ГК «Трансбункер» объединяет около 30 компаний в России и на Украине, она обладает семью перевалочными терминалами общей емкостью 340 000 куб. м, указано на ее сайте. Основной объем перевалки группы сосредоточен в портах Дальнего Востока, Новороссийска и украинских портах Черного моря. Строительство терминала займет 3-5 лет, полагает представитель Российской ассоциации морских и речных бункеровщиков. «Трансбункер» работает в порту Петербурга, но его доля там незначительна, отмечают два участника рынка бункеровки.

Строить нефтеналивной терминал целесообразно в старой части порта Усть-Луга, где есть железная дорога, но там практически не осталось свободных площадей, говорит директор по логистике компании «Морстройтехнология» Александр Головизнин. По его оценке, для бункеровочного терминала $50 млн — это много, а для терминала по перевалке недостаточно.

В Усть-Луге есть замороженный бункеровочный терминал, который «Роснефтьбункер» строил рядом со своим перевалочным терминалом, но у него нет прямого выхода к причалу, сказал источник, близкий к порту. Получить комментарии «Роснефтьбункера» вчера не удалось.

Собственный терминал обслуживания дешевле бункеровочного судна, говорит гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. Кроме того, терминал позволяет самостоятельно смешивать компоненты для топлива под клиента, а не заказывать смесь на стороне, добавляет он. За $50 млн можно построить терминал с оборотом в 3-4 млн т в год, но загрузки в 1,5 млн т ему будет достаточно для окупаемости, полагает Безбородов.

Агентство Portnews в 2012 г. оценивало российский рынок бункеровки в 7,8 млн т. Строительство терминала в Усть-Луге не изменит ситуации на рынке, полагает топ-менеджер одной из бункеровочных компаний. Есть избыточные бункеровочные мощности в Петербурге, до которого шесть часов хода от Усть-Луги, строить собственный терминал в порту оправданно под договоренность о крупном контракте, добавляет он.