В Турции завершена разработка технико-экономического описания (ТЭО) проекта судоходного канала "Стамбул", который объединит Черное и Мраморное моря. Тендер по амбициозному проекту, который оценивается в 10 млрд долларов, планируется провести в течение полугода, сообщает ТАСС со ссылкой на местные СМИ, передают Морские вести.
По информации газеты "Сабах", уже проведены предварительные переговоры с местными и зарубежными компаниями, проявляющими интерес к проекту, в том числе китайскими, итальянскими и российскими.
Министр развития Турции Джевдет Йылмаз сообщил изданию, что законодательно все процедуры, предусмотренные при прокладке канала, будут определены в течение шести месяцев. Они подготовлены в министерстве транспорта.
Первый проект рукотворного канала в Стамбуле был разработан в XVI веке при османском султане Сулеймане Великолепном, однако реализован не был.
Современный его вариант в 2011 году озвучил нынешний президент Турции Тайип Эрдоган в бытность главой правительства. Приступить к строительству канала, который, как заявляют местные власти, позволит уменьшить транспортную нагрузку на пролив Босфор и снизить вероятность экологических и техногенных катастроф в одной из самых интенсивных в мире морских магистралей, изначально планировалось в 2013 году. Реализация проекта рассчитана на 10 лет.
Ширина канала "Стамбул", согласно планам, составит 400 м, глубина - 25 м, длина - 43 км. В сутки он сможет пропускать 150-160 судов.
Как отмечает министр развития Турции, "проект ставит целью положить конец заторам в проливе (Босфор)". В настоящее время Босфор за день в среднем проходят до 150 судов, из которых около 30 нефтяные танкеры. Ежегодно через черноморские проливы перевозится порядка 150 млн тонн нефти и нефтепродуктов, при этом пропускная способность Босфора оценивается в 200 млн тонн.
По берегам искусственного канала на площади 38,5 тыс. га планируется построить новые жилые комплексы, которые будут связаны с другими районами 15-миллионного мегаполиса благодаря современной транспортной инфраструктуре, в том числе метро и скоростным поездам, а также с третьим аэропортом, который возводится в европейской части Стамбула. После завершения его строительства главную воздушная гавань города на берегах Босфора - международный аэропорт имени Ататюрка - планируется закрыть.
Скептики неоднократно высказывали сомнения в возможности реализации проекта канала "Стамбул" и даже называли его "экономической иллюзией", однако настрой турецких властей показывает, что они намерены доказать обратное.