На крупнейших мировых рынках воздушных перевозок наблюдается тенденция к делиберализации, пишет ato.ru.
Так, в начале февраля три крупнейшие американские авиакомпании - American Airlines, Delta Air Lines и United Airlines - потребовали ограничить коммерческие права тройки ближневосточных авиаперевозчиков Emirates (Дубай), Etihad (Абу-Даби) и Qatar Airways (Катар), то есть пересмотреть двусторонние соглашения об открытом небе, подписанные США с ОАЭ и Катаром. Авиакомпании из стран Персидского залива ранее подвергались критике и со стороны ЕС за скупку долей в европейских перевозчиках.
Американцы и европейцы считают, что ближневосточные авиакомпании пользуются нерыночными методами, в частности государственной поддержкой. Те в свою очередь отвечают, что никаких доказательств государственной поддержки у них нет, а все преимущества связаны с эффективностью работы и удачным географическим расположением.
Не все гладко и в соглашении об открытом небе между США и Евросоюзом. Вроде бы стороны достигли взаимоприемлемого баланса, но тут в дело вмешалась авиакомпания Norwegian Air Shuttle, которая зарегистрировала в Ирландии дочернюю низкотарифную компанию Norwegian Air International, однако до сих пор не может добиться от Минтранса США допуска на полеты в эту страну. Не только американским, но и европейским конкурентам особенно не нравится идея Norwegian нанимать пилотов в странах Юго-Восточной Азии.
"Практическая реализация идей свободной конкуренции и открытого неба становится, к сожалению для пассажиров, не очень популярной. Никто в этом открыто не признается, но существенное снижение конкуренции фактически произошло и на американском - самом, казалось бы, либеральном - рынке. Из девяти крупнейших сетевых американских авиакомпаний в результате банкротств, реструктуризаций, слияний и поглощений осталось только три - плюс еще классический лоукостер Southwest Airlines. В результате снижения конкуренции тарифы заметно выросли, авиаперевозчики показывают рекордную прибыль и при этом не стремятся наращивать провозные емкости, сдерживая конкуренцию", - пишет ato.ru.