Строительство железной дороги Иран-Армения может начаться в середине 2015 года, сообщил генеральный директор ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" (ЮКЖД, "дочка" РЖД) Виктор Ребец журналистам в четверг, передает Интерфакс.
По его словам, ТЭО проекта уже готово и будет обнародовано до конца 2013 года. Строительство продлится 6 лет. Ежегодная максимальная загрузка железной дороги составит 15-18 млн тонн грузов, при таком грузопотоке проект будет окупаемым.
Почти год назад, 18 января, Министерство транспорта и связи Армении объявило о начале реализации двух проектов "Южная железная дорога" и "Южная скоростная дорога" общей стоимостью 3 млрд долларов.
Был подписан меморандум о взаимопонимании по региональному сотрудничеству, направленному на развитие Южной желдороги Армении, между ЮКЖД, Минтранссвязи Армении и инвестиционной компанией "Расиа" ФЗЭ (Дубай), которая в рамках указанных проектов осуществит финансирование, проектирование, строительство, а также будет эксплуатировать эти дороги.
Предполагается, что протяженность одноколейной Южной железной дороги Армении (Иран-Армения) составит 316 км, Южной скоростной (автомобильной) дороги - 110 км. Оба проекта являются частью международного транспортного коридора "Север-Юг", который будет играть ключевую роль в улучшении транспортного сообщения в регионе и станет кратчайшим маршрутом между портами Черного моря и Персидского залива.
Армения в 2012 году подписала с "Расиа" концессионные договоры по проектам "Южная железная дорога" и "Южная скоростная дорога" в рамках государственно-частного партнерства. Условия концессии предусматривают 30-летний период эксплуатации компанией этих дорог с возможностью продления еще на 20 лет. Компания также может устанавливать грузовые тарифы и дорожную плату.
Армения и Иран в апреле 2009 года подписали меморандум о создании прямого железнодорожного сообщения между странами. Стоимость проекта оценивается в 1,5 млрд долларов. Железная дорога позволит Армении получить выход через Иран к Персидскому заливу и на рынки Центральной Азии. В настоящее время железнодорожное сообщение Армении с внешним миром блокировано со стороны Турции и Азербайджана. Нет прямого железнодорожного сообщения и с Россией: поезда из Армении идут только в Грузию, а далее грузы переправляются паромом либо автотранспортом.
ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" осуществляет управление армянскими железными дорогами согласно концессионному договору, подписанному в 2008 году сроком на 30 лет с правом пролонгации на 10 лет.