Рабочая группа по транспорту и транспортной инфраструктуре экспертного совета при правительстве России не поддерживает проект обновленной стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года в предложенной редакции. Такое заключение было выработано экспертами в ходе заседания совета 4 декабря, передает Металлоснабжение и сбыт.
Проект обновленной стратегии разработан Минтрансом РФ (действующая редакция документа принята Правительством РФ в 2008 году). По мнению экспертов, в документе имеют место противоречия между общими задачами и целями, обозначенными в стратегии (опережающие темпы развития, конкурентоспособность, качество, доступность и т.д.), и отсутствием положений, направленных на достижение этих целей.
Так, целевой показатель по доле отправок, доставленных в нормативный (договорный) срок в 2030 году по консервативному варианту стратегии снижается с 97 до 93%. В стратегии не анализируется факт увеличения к настоящему моменту протяженности "узких мест" по пропускной способности с 8,3 до 10,2 км или на 23%. Помимо этого стратегия не задает "планку" по скорости доставки: по инновационному варианту нормативная скорость доставки грузовых маршрутных отправок составляет 450 км в сутки, что на 100 км в сутки ниже предусмотренной правилами перевозок грузов скорости. В стратегии отсутствуют данные по скорости доставки повагонных отправок, охватывающих 2/3 объема погрузки.
Новая редакция документа предусматривает создание нормативной базы долгосрочного тарифного регулирования и принятие соответствующих решений по уровню тарифов на пятилетний период, внедрение долгосрочного установления тарифов на принципах RAB, внедрение регуляторного (сетевого) контракта. Эксперты считают, что каждое из предложений в отдельности, в отрыве от контекста стратегии, может оцениваться положительно, однако в сочетании с другими новациями без необходимого уточнения и конкретизации может представлять угрозу развитию ж/д транспорта и интересам грузоотправителей.
"Установление госрегулирования тарифов по методу доходности инвестированного капитала (метод RAB) в качестве доминирующего, без надлежащего учета обоснованных издержек и уровня рентабельности, может привести к снижению контроля за текущей себестоимостью услуг перевозки и росту тарифов для грузоотправителей", - отметил Сергей Мальцев, руководитель рабочей группы по транспорту и транспортной инфраструктуре экспертного совета, председатель совета потребителей по вопросам деятельности РЖД.
Кроме того, у экспертного совета выработан целый ряд существенных замечаний в отношении конкуренции, структурной реформы на железнодорожном транспорте и отраслевых инвестиций.
В частности, экспертному совету не ясен механизм создания консолидированного парка привлеченных у операторов грузовых вагонов под управлением общесетевого перевозчика. Неясно, кто и на каком основании будет такой парк создавать, что является критическим параметром загрузки, какие экономические последствия наступают для владельцев подвижного состава. Данное положение в новой редакции стратегии, по мнению экспертов, содержит угрозу существованию операторского бизнеса на железной дороге.