Страны БРИКС создают инфраструктурный фонд в несколько десятков миллиардов долларов. От России в капитал фонда войдет Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Об этом сообщают Ведомости со ссылкой на гендиректора РФПИ Кирилла Дмитриева.

Точный объем будущего инфраструктурного фонда не раскрывается - "еще не все партнеры завизировали сумму", сообщил Дмитриев.

По его словам, фонд будет вкладывать в акционерный капитал инфраструктурных компаний, в том числе и специальных проектных компаний, которые занимаются дорогами, портами, авиационной и коммунальной инфраструктурой. У стран БРИКС похожие возможности и проблемы в инфраструктуре - нужны инвестиции, но не хватает опытных инвесторов, которые бы качественно готовили и контролировали проекты, объясняет Дмитриев. Участие фонда в проектах позволит на 1 доллар акционерного капитала привлечь 4-5 долларов заемного финансирования, рассчитывает он.

Главный инвестор в инфраструктуру - государство. На долю госбюджетов и фондов приходится в мире свыше 65% инвестиций в инфраструктуру, пишут аналитики Газпромбанка. Причины две: значительная часть инфраструктуры из-за своих социальных функций не предполагает генерирование дохода, а в проектах, где это возможно, доходность часто оказывается недостаточно привлекательной из-за высокой капиталоемкости проектов.

Частные инвесторы обеспечивают около 35% всех мировых вложений, но основной инструмент - это облигации, указывают аналитики Газпромбанка. При этом на акционерное финансирование приходится менее 2% инвестиций в инфраструктуру в мире - в 2014 году они составили 40 млрд долларов.

В России потребность в инвестициях в инфраструктуру велика, но сделок немного, несмотря на заявления крупных международных инфраструктурных фондов об интересе к России, отметил партнер PwC Дмитрий Ковалев. Они нацелены на минимальные риски и достаточно высокую доходность в 16-18% годовых, но такие проекты найти не так легко, указывает он. Фонды могли бы позволить финансировать проекты с меньшей доходностью, но не делают этого и не факт, что создание фонда БРИКС с практической точки зрения кардинально изменит ситуацию с инвестициями в российскую инфраструктуру, считает эксперт.