6 ноября в Киеве более 160 ведущих специалистов транспортной и складской логистики приняли участие в первом отраслевом форуме, посвященном контрактной логистике – Contract Logistics Forum 2013, организованном компанией «Бизнес Саммит» (summitbiz.com.ua)

Суть контрактной логистики  заключается в предоставлении заказчикам наиболее коротких и выгодных маршрутов перевозок и большой свободы выбора как квадратных метров складских площадей в любом регионе страны, так и разнообразного комплекса логистических услуг. Контрактная логистика подразумевает не только перевозку грузов и доставку из пункта погрузки в пункт прибытия, но и четкое планирование процесса доставки, контроль его исполнения, составление наиболее лояльного бюджетного плана и защиту прав клиента.

О текущем состоянии транспортно-логистической инфраструктуры в Украине рассказала в своем докладе Екатерина Михайличенко, заведующая сектором проблем развития транспортной инфраструктуры Национального института стратегических исследований при Президенте Украины. Также Екатерина Михайличенко представила перспективы расширения использования мультимодальных перевозок на пути интеграции Украины в транспортную систему Европа-Азия.

Ведущие логистические операторы в Украине представили на форуме возможности контрактной логистики и аутсорсинга логистических задач для крупных торговых и производственных предприятий. Алена Степина, директор по продажам компании «Новая почта», представила широкий спектр услуг компании для бизнес-сегмента, интернет торговли и физических лиц от лидера экспресс-доставки в Украине. Алена Степина проанализировала в своем выступлении специфику логистических цепочек в сегменте производителей, импортеров, дистрибуторов и интернет-магазинов – для каждого из этих сегментов компания предлагает комплексные логистические сервисы, которые полностью учитывают специфику их бизнеса.

Алина Ганноцкая, директор по маркетингу и развитию компании Business Group, раскрыла в своем докладе возможности аутсорсинга распределительного центра в формате Chill/Fresh. Специфика работы в сегменте Chill/Fresh – это прежде всего высокие требования  к качеству сервиса, скорости обработки и срокам доставки продуктов на полки торговых сетей. Компания Business Group имеет уникальный опыт в данной сфере услуг комплексной логистики, поскольку организует функционирование распределительных центров в режиме  Fresh для  крупнейшей в Украине розничной сети «АТБ» в Киевском, Донецком и Луганском регионах. 

Возможности  развития "холодной" дистрибуции в условиях централизации поставок в розничные сети представил на форуме Сергей Мазняк, руководитель Ассоциации «Холодная Логистика Украины» (UCCA). Переход снабжения  сетевых магазинов через собственные РЦ провоцирует серьезные структурные изменения в способах доставки в торговые точки. Из портфеля традиционных дистрибьюторов или собственных филиалов компаний “уходят” самые прибыльные клиенты, в связи с чем удельные постоянные логистические затраты для оставшихся клиентов растут. При этом сети, как логистические сервис-провайдеры, также становятся центром затрат на доставку. Компании-производители вынуждены вносить изменения в Go-To-Market и Rout-to-Market стратегии для поддержания прибыльности бизнеса в новых условиях. Компании-дистрибьюторы получили серьезную угрозу для прибыльности их бизнеса. Выход, по мнению эксперта, состоит в повышении эффективности доставки за счет широкого набора совместных активностей на различных участках цепи поставок от линии до полки.

Об инновациях в решениях для складской и транспортной логистики рассказал делегатам Андрей Григорьев, генеральный  директор компании Quantum International. Эксперт представил практический пример интеграции узкопроходных штабелеров (УШП) с системой Qguar WMS, Эти решения нашли успешное применение в крупном проекте, осуществленном для оптимизации задач логистического центра корпорации Roshen в городе Липецк. Кроме того,  Андрей Григорьев презентовал новые возможности мобильных приложений для водителей и диспетчеров на базе iOS и Android в системе управления транспортом Qguar TMS.

Федор Арбузов, руководитель департамента промышленной и логистической недвижимости компании DTZ Ukraine, раскрыл в своем выступлении состояние и перспективы развития рынка складской недвижимости в Украине. В конце третьего квартала 2013 года общий объем современных складских помещений в Киевской области составил приблизительно 1 560 350 кв. м. Данный показатель включает около 188 000 кв. м современных специализированных холодильных и морозильных, а также химических и фармацевтических складских помещений. Спрос со стороны арендаторов в сегменте логистической и складской недвижимости в Киевской области останется сравнительно высоким. В связи с небольшим объемом нового предложения, запланированного к реализации в сегменте логистической и складской недвижимости в Киевской области к концу 2013 года, показатель первичной вакантности в сегменте будет опускаться до конца текущего года, а в первой половине следующего года, может достигнуть докризисного показателя. В конце 2013 года арендные ставки на наилучшие складские помещения в Киевской области останутся стабильными с перспективой повышения. Такие ожидания обусловлены низкой девелоперской активностью и сравнительно небольшим объемом нового спекулятивного предложения в сегменте.

Директор компании BGS Solutions Анжелика Ефанова предложила участникам форума проанализировать, из чего складывается стоимость владения WMS-системы, а также является ли оптимальным для управления складом использование складского модуля «больших» ERP-систем. Дело в том, что развитие складского блока в ERP-системах никогда не является приоритетом в планах развития системы в целом. Поэтому в случае с ERP нельзя рассчитывать на то, что желаемый функционал скоро появится в вашем складском блоке.  В то же время, WMS-системы не связаны своими процессами с законодательством так жестко, как, например, бухгалтерия или кадровый учет. Все бизнес-процессы WMS – это внутренняя «кухня» склада, поэтому для нее не требуется обновлений, связанных с изменениями законодательства, ставящих под угрозу работоспособность складского комплекса. Живой пример экономии – реализованный проект перехода на новую WMS-систему для компании «DHL Freight Ukraine» - проект был выполнен в течение 1 года и уже в апреле 2013 г. система запущена в промышленную эксплуатацию.

Возможности существенной оптимизации логистики с помощью применения принципов ТОС (Теории Ограничения Систем) на примере аптек «КОСМО» представил участникам Contract Logistics Forum Сергей Зверяка, руководитель службы управления запасами фармацевтического направления компании "СУМАТРА-ЛТД" (ТМ "КОСМО"). Применение подходов и решений ТОС позволяет построить конкурентное преимущество, построенное на 100% наличии и высокой оборачиваемости товара. Система определяет целевые уровни товарного запаса по конкретной позиции в данной аптеке, и на основе показателей уровней распределяет приоритеты в доставке необходимых позиций в торговую точку. Ключевое преимущество внедренной стратегии – это возможность не просто прогнозировать спрос, а пополнять динамические запасы торговых точек по фактическому потреблению продукции (при этом ассортимент аптеки насчитывает 6000 -7000 sku).

Важная тема Contract Logistics Forum 2013 – состояние и тенденции логистической отрасли в Украине в контексте возможной Ассоциации с ЕС. Олег Каленский, управляющий партнер компании 3e consultants, проанализировал основные возможности и риски отрасли в случае принятия соглашения об Ассоциации. С одной стороны, позитивным моментом является обязательное внедрение в Украине европейских стандартов и практик в отношении логистики и цепей поставок, повышение прозрачности в вопросах регулирования (в т.ч. налогообложения),  привлечение в сектор прямых зарубежных инвестиций (мультимодальные хабы, портовые терминалы, дороги и другие инфраструктурные услуги). В сфере же явных рисков – реализация со стороны «новых соседей по рынку ЕС» протекционистских действий, направленных на защиту европейского производителя и ограничивающих в возможностях украинского производителя. Кроме того, сам процесс многоуровневой адаптации к европейским стандартам в сфере таможни, транспорта, складской логистики вряд ли сможет пройти без ущемления локальных интересов и традиций организации бизнеса участников отечественного рынка логистических услуг и страны в целом.

Разъяснение отраслевых рисков в сфере таможенной практики предложил делегатам Роберт Зелди, менеджер отдела налогообложения компании Ernst & Young. Очень многое зависит от готовности власти и регуляторов внедрить вопросы таможенного регулирования, которые станут не рекомендованными, а обязательными в случае Ассоциации с ЕС. Это и имплементация положений Таможенного кодекса Евросоюза, и признание статуса уполномоченных экономических операторов, реформирование системы таможенной оценки и многое другое – изменения коснутся буквально всех аспектов таможенного регулирования. В то же время, органам власти придется соответствовать «позитивным» стандартам таможенной практики Евросоюза. Среди них - возможность обжалования любого решения таможенного органа в административном или судебном порядке, на время обжалования решения гарантируется выпуск товаров в свободное обращение (с предоставлением гарантий, где это необходимо). Также будет неизбежно развиваться регулярное сотрудничество с бизнесом при разработке таможенного законодательства и возникновении проблемных вопросов в сфере внешней торговли. В целом, в случае Ассоциации с ЕС отрасль ожидают значительные структурные потрясения, но при этом перспективы прямых инвестиций и стремительного развития транзитного потенциала Украины сулят логистическому сектору высокие темпы роста.  

Первый в Украине форум лидеров отрасли контрактной логистики собрал руководителей и специалистов ведущих предприятий и национальных производителей. Оживленные дискуссии в кулуарах форума подтвердили актуальность представленной тематики и значительный потенциал мероприятия с точки зрения перспективных деловых связей и обмена профессиональным опытом. Делегаты отметили практическую направленность докладов форума и актуальность рассмотренных вопросов развития логистического сектора.