Российские нефтяные компании недовольны качеством и тарифами на услуги РЖД и стараются по возможности выбирать другие способы транспортировки сырья и продукции. Об этом пишут Известия.
По данным РЖД, в 2013 году объем перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом упал на 3,1% до 250,3 млн тонн (20% грузооборота РЖД), хотя и добыча нефти, и переработка нефтепродуктов росли. Причина в том, что нефтяники все чаще переориентируют поставки нефтеналивных грузов с железных дорог на другие виды транспорта. Конкуренцию РЖД составляют не только трубопроводные системы, но и авто- и речной транспорт.
Проблемы связаны со сбоями в подаче и уборке вагонов на наливных эстакадах, неравномерностью их подачи под погрузку, задержкой отправления груженых составов и т.п. При этом нефтеперерабатывающие заводы работают в режиме непрерывного цикла и не могут остановить работу.
Для РЖД перевозка нефти и нефтепродуктов является высокодоходным бизнесом, по прибыльности превышающим перевозки других грузов. Нефтяники склоняют РЖД к тому, чтобы она более активно включилась в конкурентную борьбу, чтобы сохранить значительную долю на рынке таких высокодоходных грузов. Так, предлагается отказаться от лимитов на отгрузку топлива для внутренних потребителей, чтобы не допускать случаев недопоставки топлива стратегическим клиентам: МВД, МЧС, армии, а также дефицита топлива на АЗС.
В пресс-службе РЖД заявляют, что никаких "лимитов на отгрузку" нет, чаще всего ограничения естественные - по пропускной способности путей и станций. РЖД в принципе невыгодно задерживать порожние вагоны или любые виды грузов: каждый день просрочки означает для РЖД пеню 9% от провозной платы, напоминают в монополии.
Тем не менее доля железнодорожного транспорта в перевозках нефтепродуктов падает, тогда как автотранспорт, например, демонстрирует стабильный рост грузооборота - 10-11% в год. Речной транспорт в последние несколько лет также показывает устойчивую положительную динамику.
Источник, близкий к крупной нефтедобывающей компании, не скрывает, что компания специально меняет логистику поставок нефтепродуктов и нефти, переориентируя их на реку. Однако это возможно лишь в теплое время. Другой источник на рынке отмечает, что нередко качество цистерн ж/д монополии может приводить к окислению топлива и изменению его свойств. Еще один участник рынка нефтепродуктов отмечает, что вопрос экономии не всегда приоритетен: по отдельным направлениям доступны лишь определенные виды транспорта. С РЖД "трудно работать", говорит он, но диктовать им условия почти невозможно - они монополисты в своем сегменте. Найти экономически приемлемую альтернативу перевозки бензина на большие расстояния сложно.