Исполнительный директор судостроительного холдинга Smart Maritime Group Василий Федина заявляет о значительный рисках для бизнеса в связи с дестабилизацией в Украине. Об этом он заявил в интервью Украинским новостям.

"Если ситуация не изменится, то на Черноморском (Николаев) и Херсонском заводах через два месяца не будет ни одного контракта. Новых заказов нет. Мы дорабатываем то, что есть, а новые заказы у нас в листе ожиданий. Заказчики говорят, что если ситуация стабилизируется, - они продолжат переговоры, если же нет - есть Турция и Румыния. Там тихо и спокойно", - сказал Федина.

По его словам, заказчиков ЧСЗ и ХСЗ можно условно разделить на две группы - постсоветская и западная. Постсоветские судовладельцы представлены выходцами из стран бывшего СССР и они сейчас "повально повально аннулируют ранее заключенные контракты" в связи с дестабилизацией в стране. При этом западным заказчикам сложно получить кредитное финансирование под строительство судов в европейских банках. "В большинстве случаев (они) сталкиваются с вежливым отказом. Сегодня контракты и проекты в Украине для западных банков находятся в "черном" списке. К тому же они также достаточно глубоко информированы о ситуации в Украине", - рассказал глава Smart Maritime Group.

Федина также сообщил, что сегодня украинское судостроение находится в неравных условиях с другими судостроительными странами. Например, украинские банки кредитуют под 20-25% годовых, тогда как европейские верфи получают заемы под 3-5%.

Кроме того, по его словам, все страны развитого судостроения предоставляют льготы при ввозе судового оборудования. В Украине же при растаможке нужно платить пошлину от 7 до 20% при том, что такое оборудование, как правило, в стране не выпускается. Кроме того, уплачивается НДС, который потом вернуть очень сложно.

"В то же время европейские и турецкие заводы освобождены от уплаты как пошлин, так и НДС... Помимо вышеупомянутого все крупные мировые судостроительные компании имеют ряд преференций по отдельным видам налогообложения (плата за землю и пр.)", - отметил Федина.

Еще одним фактором, негативно влияющим на украинское судостроение, он назвал неразвитость внутреннего рынка. "У нас сегодня нет судовладельцев под украинским флагом. Это факт сам по себе знаковый: в стране, где нет флота, не бывает развитого судостроения", - констатировал эксперт.

Smart Maritime Group входит в "Смарт-Холдинг".