Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Игорь Артемьев прогнозирует, что в ближайшее время сегмент локомотивной тяги на РЖД будет либерализован и туда придут частные инвестиции. Об этом он заявил в интервью Ведомостям.

"Владимир Иванович (Якунин) совершенно убежденный человек, он делал то, что считал нужным для безопасности железных дорог и интересов России. Но его взгляды сильно отличаются от моих. Мне ближе взгляды нового руководителя (Олега Белозерова), которого я знаю тоже много-много лет. Он более ориентирован на частный сектор. Можно рассчитывать, что мы увидим в ближайшее время локомотивную тягу в руках частных компаний", - рассказал Артемьев.

Читайте также Счетная палата раскритиковала программу закупки локомотивов РЖД

Напомним, железнодорожные операторы несколько лет пытаются убедить власти и РЖД либерализовать рынок тяги, допустив на него частные компании, но монополия активно противостоит этому. С одной стороны, масштабный запуск частной тяги чреват технологическими осложнениями, с другой - грозит РЖД существенной потерей доходов.

Власти в 2013 году рассматривали модель организации частного рынка локомотивной тяги, по которой перевозчики будут конкурировать "за маршрут". Эта модель предполагает, что на отдельных участках по результатам конкурсов исключительное право осуществлять все грузовые перевозки передается локальной компании на срок 5-10 лет. При этом на отдельных участках сети параллельно с РЖД будут осуществлять свою деятельность несколько локальных грузовых перевозчиков.

Читайте также Siemens надеется на появление частной тяги в Украине

По оценке A.T. Kearnеy, озвученной в 2013 году, запуск института локальных ж/д перевозчиков мог привести к потере 28% прибыли РЖД от грузовых перевозок и росту тарифов.

Следует отметить, что частные локомотивы в России у некоторых компаний есть, например, у "Нефтетранссервиса", "Трансойла", Globaltrans, "Газпромтранса" и некоторых других. Однако они работают не на рыночной основе, а по схеме собственных поездных формирований, которая требует особых разрешений от РЖД.

Читайте также В структуре "Укрзализныци" появится маневровая компания