Счетная палата РФ считает, что решение финансировать закупки локомотивов РЖД в 2015 году на 100% за счет средств Фонда национального благосостояния было преждевременным, сообщает Коммерсантъ. 60,2 млрд рублей (943 млн долларов по текущему курсу) выделяются через докапитализацию ВТБ на выкуп облигаций монополии.
В письме Счетной палаты в адрес Минэкономики говорится, что РЖД уже перевыполнило план по замещению тяги, заложенный в стратегию развития железнодорожного транспорта (по плану - 11,67 тыс. локомотивов до конца года, факт - 11,74 тыс. на 1 января 2015 года), к началу года достигнуты и плановые показатели по экономии топлива и электроэнергии.
Также есть нестыковки в данных и сроках согласования паспорта проекта и детального плана. Само решение о выделении средств было принято в конце 2014 года Дмитрием Медведевым.
Сейчас уже профинансировано около 45 млрд рублей (705 млн долларов), последний транш намечен позднее в этом году. В "Трансмашхолдинге" говорят, что закупки финансируются нормально, представитель группы "Синара" не был доступен для комментариев (это два основных поставщика локомотивов РЖД).
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров полагает, что по объему инвестпрограмма РЖД по локомотивам адекватна потребностям в обновлении. Но, добавляет он, РЖД не рассматривает возможности перераспределения финансовой нагрузки между кризисными годами, когда грузооборот и погрузка падают, и годами, когда они будут восстанавливаться за счет контрактов жизненного цикла с поэтапной оплатой.
Кроме того, РЖД не рассматривает альтернативные инструменты финансирования - операционный, финансовый или возвратный лизинг, замечает эксперт. По его мнению, крупнейшие государственные лизинговые компании в условиях масштабного падения рынка лизинга "выстроились бы в очередь" за контрактом.