РЖД в прошлом и текущем году отказалась от вложений в развитие на общую сумму порядка 5 млрд долларов. Об этом в интервью Ведомостям сообщил президент железнодорожной компании Владимир Якунин.

По его словам, это не экономия, а средства, которые могли бы пойти на улучшение качества. "Мы в прошлом году сократили свои издержки на 90 млрд рублей и в этом году - еще на 84 млрд рублей. Причем это уже не имеет ничего общего с повышением эффективности работы. Речь идет о том, что у нас элементарно нет денег на тот уровень эксплуатационной работы, который бы позволил нам, например, повышать скорость. То есть мы обеспечиваем только безопасность, а качество уже улучшить не можем", - отметил Якунин.

По его словам, основным источником поступления инвестиционных средств в РЖД сейчас может быть только господдержка в различных ее формах, так как простое накопление долга компанией опасно. "Мы говорили о том, что приняли для себя максимальное отношение чистого долга к EBITDA, которое есть сейчас: 2,5. Мы считаем, что это тот максимум, который мы не можем превысить, поскольку мы инфраструктурная компания. Для таких компаний значительное превышение долга над доходами неприемлемо", - считает глава РЖД.

"Никакой частный инвестор не одолжит под такие проекты (модернизация БАМа и Транссиба) деньги и на 15 лет, не говоря уже о 30 годах", - уверен Якунин.

Читайте также Президент РЖД предложил мегапроект на триллионы долларов

Руководитель РЖД также добавил, что крупные железнодорожные проекты, от которых бы выиграло государство, от него же и зависят. Так, например, выгодной была бы покупка РЖД у "Мечела" железной дороги от Эльгинского месторождения (ранее называлась возможная цена - 70 млрд рублей).

"Мы бы выкупили, если бы у нас были для этого ресурсы, потому что весь этот производственный кластер - Эльгинское месторождение, 321 км железной дороги, восточная часть БАМа и порт Ванино - создает прекрасную синергию, благодаря которой вложения государства в развитие БАМа и Транссиба на этом участке становятся окупаемыми с коммерческой точки зрения. Заимствовать на этот проект мы тоже не можем, поскольку мы достигли того уровня, когда дальше мы пойти не можем", - сообщил руководитель железнодорожной монополии.

Помимо невозможности увеличивать размер долга Якунин также отметил проблему неидексации тарифов на перевозку грузов, что уменьшает базу доходов и еще больше снижает возможности компании инвестировать в рамках ранее утвержденных планов развития.

Напомним, на 2014 год утвержденная инвестпрограмма РЖД составляет 395,6 млрд рублей (11,5 млрд долларов).