4 февраля президент России Владимир Путин одной жесткой фразой радикально изменил политику РЖД в пригородных перевозках. Теперь монополии, которая с благословения правительства два года сокращала нерентабельные электрички, придется их вернуть вместе с убытками, источника компенсации которых нет. Об этом пишет Коммерсантъ.

Резкое выступление Путина на совещании с правительством выглядит неожиданным, отмечает издание. Массовые отмены электричек начались еще в 2012-2013 годах (326 поездов) и усилились в 2014 году, после того как 26 пригородных пассажирских компаний (ППК, совместные предприятия РЖД и регионов) изменили механизм работы.

В 2012-2013 годах регионы могли формировать заказ на объем перевозок, но не всегда компенсировали убытки ППК, возникающие при установлении цен ниже себестоимости. С 2014 года ППК начали заключать договоры, по которым услуга оказывалась только на оплаченный объем.

В этом году ситуация усугубилась: только в январе отменено около 300 поездов, из них 35 - в Нижегородской области, по 16 - в Воронежской, Орловской и Кировской областях, 17 - в Пермском крае. В Вологодской, Псковской, Тульской областях электрички ликвидировали полностью. По данным РЖД, на 2015 год пригородные перевозки заказали только 47 субъектов. Подстегнуло обвал решение правительства повысить с 2015 года плату за инфраструктуру. Если раньше ППК перечисляли РЖД только 1% тарифа за пользование путями, а остальное компенсировало государство, то сейчас должны платить 25%.

По оценке РЖД, в 2015 году выпадающие доходы ППК составят 21,8 млрд рублей (в 2014 году - 14,7 млрд рублей), но в региональных бюджетах на компенсации заложено только 8 млрд рублей.