РЖД в марте прекратит агентский договор с дочерней Федеральной грузовой компанией (ФГК), вернув ей в управление 91 тыс. полувагонов. Об этом сообщает Коммерсантъ со ссылкой на источники среди железнодорожных операторов.

Как пояснил один из них, принято твердое решение, что в первом квартале агентское соглашение будет прекращено и ФГК вернется в статус классического оператора. Источники не поясняют причину отказа от агентского соглашения, ограничиваясь тезисом о том, что оно "свою функцию выполнило".

В дальнейшем компания планирует привлекать парк в аренду и ведет переговоры примерно с десятком операторов, в том числе с "УВЗ-Логистик" (УВЗЛ, дочерний оператор "Уралвагонзавода"). Источник, знакомый с ситуацией, пояснил, что за три года УВЗЛ достигла своей цели по развитию, нарастив парк до 40 тыс. вагонов, и сейчас действительно прорабатывает вопрос по передаче полувагонов в управление ФГК. Последняя уже направила официальную заявку в ФАС на одобрение такой модели, добавляет собеседник, схему одобрили основные владельцы лизинговых портфелей среди банков.

В рамках агентского соглашения между РЖД и ФГК, заключенного в августе 2015 года, входящий в структуру железнодорожной монополии Центр фирменного технического обслуживания (ЦФТО) получал в управление около 91 тыс. полувагонов, взимая за это с дочерней компании комиссию 1% от объема продаж, но не более 1 млрд рублей в год. Как объясняли в ЦФТО, при заключении договора с ФГК РЖД пообещало ФАС на тех же условиях работать с другими желающими операторами. В итоге УВЗЛ также передала 28 тыс. своих полувагонов в управление ЦФТО в конце ноября прошлого года. К агентскому соглашению присоединилось и еще около пяти небольших операторов, в том числе "Транссервисвагон". На начало декабря ЦФТО располагал 120 тыс. единиц рабочего парка.

Операторы, входя в агентскую схему, поясняли, что консолидация парка на базе РЖД позволит увеличить доходность до уровня экономически обоснованной для содержания подвижного состава и выполнения ремонтов, но "для реализации эффекта масштаба" общее количество вагонов в управлении ЦФТО должно вырасти до 170-200 тыс. В ЦФТО преимущество агентской схемы объясняли тем, что комиссия 1% от выручки ниже, чем издержки оператора на организацию управления парком собственными силами.