В ноябре вице-премьер РФ Аркадий Дворкович отправил стратегию РЖД до 2030 года на доработку, поручив предусмотреть в ней вариант без господдержки. В обновленном варианте документа такой сценарий отнесен к рискам, пишут Ведомости.

"В случае отсутствия господдержки (субсидий в объеме 460 млрд рублей) либо иных решений по обеспечению роста операционной прибыли" РЖД в 2016-2020 гг. будет "ежегодно получать чистый убыток".

Это обернется невыполнением ковенантов по кредитам, ухудшением кредитных рейтингов, сокращением налоговых поступлений, кардинальным снижением инвестиций, перечисляет РЖД. Все это приведет к ухудшению состояния инфраструктуры и локомотивного хозяйства и ограничению возможностей по удовлетворению спроса на перевозки, продолжает РЖД.

Однако, выручка и расходы РЖД к 2020 году (по сравнению с 2015 годом) даже при отсутствии господдержки вырастут на 33% до 2 трлн рублей и на 36% до 1,98 трлн рублей соответственно, пишет монополия в своей стратегии.

На что должны пойти 460 млрд рублей субсидий РЖД в своей стратегии и представитель монополии не раскрывают. При этом Минэкономразвития в своих материалах отмечает, что состояние инфраструктуры РЖД ухудшается вне зависимости от объемов господдержки и уровня тарифов. По данным министерства, к 2017 году протяженность путей с истекшим сроком службы вырастет почти на 9% - с нынешних 23 тыс. до 25 тыс. километров.

Гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров предлагает РЖД сэкономить затраты на персонал, который занимается обслуживанием грузовых перевозок, за счет автоматизации процессов обслуживания вагонов - по его подсчетам, до 45% от всех затрат приходится на зарплату персонала.