"Неблагоприятная экономическая ситуация" и растущие перевозки угля лишают РЖД чистой прибыли. По итогам 2013 года она снизилась на 61% до 36,7 млрд рублей (1,03 млрд долларов), пишут Ведомости со ссылкой на финотчет железнодорожной монополии по международным стандартам.
Выручка РЖД в 2013 году выросла на 12,5% до 1,76 трлн рублей, операционные расходы - на 17,7% до 1,68 трлн рублей, говорится в отчете компании.
Главной причиной падения прибыльности РЖД называет кризис и рост доли низкодоходных грузов в структуре грузооборота. Речь идет прежде всего об угле. Он относится к 1-му классу (самые дешевые грузы), но его доля в 2013 году в общем объеме перевозок увеличилась на 1 п. п. до 25%.
По итогам 2013 года перевозки угля выросли на 1% до 310,8 млн тонн при падении общего объема погрузки на 2,8% до 1,23 млрд тонн.
Нефть, наоборот, один из самых доходных грузов. Но объемы ее перевозки сокращаются - нефтяные компании переключаются на более дешевый трубопроводный транспорт, констатирует сотрудник одной из компаний - железнодорожных операторов. Из-за снижения перевозок нефтяных грузов РЖД в 2013 году по экспертным оценкам потеряла 20 млрд рублей.
Если РЖД не позволят повысить тариф на перевозку нефтяных грузов, то компанию по итогам года ждет убыток, полагает гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. Ранее РЖД оценивала убыток по итогам года в 60 млрд рублей (без повышения тарифов для нефтеналивных грузов и субсидий, но государство согласилось выдать компании субсидию в 26 млрд рублей).