РЖД запретили уклоняться от штрафов за опоздание - она больше не сможет навязывать клиентам договор на "увеличение сроков доставки грузов". Но железнодорожная монополия нашла выход: теперь она предлагает доплатить за своевременную доставку, пишут Ведомости.

В марте прошлого года РЖД обязала клиентов заключать с ней договор на "увеличение сроков доставки грузов", это было условием на перевозку грузов. Грузоотправители пожаловались в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и та предписала железной дороге отменить это требование как злоупотребление своим положением на рынке.

Теперь же, как сообщили изданию сотрудники двух компаний-грузоотправителей, РЖД предлагает заключить договор "комплексного транспортно-логистического обслуживания" (КТЛО), по которому надо доплатить 3 доллара сверх тарифа за каждую перевезенную тонну груза. Что за "обслуживание" предусмотрено договором, собеседники не рассказывают. Но говорят, что с КТЛО скорость доставки заметно вырастает.

3 доллара с тонны - это 5% от средней стоимости перевозки горно-металлургических грузов, 3% - от перевозки нефти, 8-10% - угля, говорит гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. Странно, что грузоотправители не пожаловались в ФАС, ведь речь идет о дискриминационном доступе к инфраструктуре, удивляется эксперт.

Представитель РЖД настаивает на том, что договор КТЛО - это услуга, которая предлагается клиентам, а не навязывается, так что все по закону.

Отметим, что в конце июля руководитель ФАС Игорь Артемьев назвал РЖД "типично советской монополией" и "вторым, железнодорожным "Газпромом", а расценки на железнодорожные перевозки в России, по словам Артемьева, одни из самых высоких в мире. Президент РЖД Владимир Якунин возразил, что претензии ФАС "надуманные".