РЖД предлагает повысить вдвое расходы на расширения железнодорожной инфраструктуры на Дальнем Востоке - Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссиба - с утвержденных в прошлом году 562 млрд до 1,2 трлн рублей (34 млрд долларов). Иначе компания не сможет вывозить на экспорт уголь из Кузбасса. Об этом пишут Ведомости со ссылкой на принадлежащий РЖД Институт экономики и развития транспорта.
Разница в сумме по сравнению с прошлогодней оценкой получилась из-за того, что в утвержденной программе учитывается грузопоток только с месторождений Дальнего Востока. Грузопоток БАМа и Транссиба к 2020 году сформируют месторождения Evraz, "Мечела", "Норильского никеля", ТЭПК и др. В новом же варианте учтен и грузопоток из Кузбасса, где работают СУЭК, "Мечел", "СДС-уголь".
В презентации говорится, что заявленные угольными компаниями в РЖД объемы перевозки угля к 2020 году увеличатся более чем вдвое - с 32,5 млн тонн в 2012 году до 71,8 млн тонн. Заявленных же в программе мощностей инфраструктуры не хватит для перевозки такого объема грузов.
Утвержденная правительством программа расширения БАМа и Транссиба предполагает увеличение пропускной способности магистралей на 55 млн тонн в год к 2020 году. Но аудитор программы Deloitte полагает, что этот прогноз РЖД завышен и возможен рост только на 30 млн тонн. Deloitte также считает, что затраты на развитие БАМа и Транссиба можно сократить за счет уже имеющейся инфраструктуры (законсервированные разъезды, станции, подготовленная территория под вторые пути).
Для РЖД перевозка угля из Кузбасса на Дальний Восток невыгодна из-за низкого тарифа, поэтому монополия просит помощи у государства, отмечает гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. Но государству также вряд ли интересно инвестировать в это сотни миллиардов в нынешней экономической ситуации, считает он. РЖД осенью прошлого года пыталась добиться повышения тарифа на перевозку угля на Дальний Восток на 12%, но потом отказалась от этой идеи.