"Роснефть" собирается экономить на перевозке нефтепродуктов железнодорожным транспортом. В 2014-2016 гг. издержки планируется снизить на 2,7 млрд рублей (79,5 млн долларов) за счет перезаключения контрактов с операторами на тендерах. Об этом сообщают Ведомости.
Кроме того, "Роснефть" собирается увеличить объемы групповых отправок грузов, использовать цистерны большего объема, а также может частично перевести грузопоток на речной транспорт. Как сообщил источник, в 2014 году поставки нефтепродуктов по реке могут вырасти на 70% до 6 млн тонн.
Известно также, что "Роснефть" для лучшего контроля объема залитого в цистерны топлива начала применять технологию тепловизионного контроля. Стоимость ж/д перевозки темных нефтепродуктов рассчитывается исходя не из фактического веса перевозимого груза, а из грузоподъемности цистерны. Поэтому в случае недоналива до оптимального уровня грузоотправитель оплачивает "перевозку воздуха".
По железной дороге "Роснефть" возит в основном нефтепродукты от своих НПЗ на экспорт: в 2013 году - 73,5% от общего общего объема перевозок. Нефть же в основном экспортируется трубопроводным транспортом - 94,5% (92 млн тонн) в 2013 году, железной дорогой и по воде - только 5,4 млн тонн.
Осенью 2013 года правительство РФ заморозило тарифы на услуги естественных монополий, но руководство РЖД предложило повысить стоимость перевозок нефти и нефтепродуктов на 6%, чтобы компенсировать потери монополии (это дало бы 16 млрд рублей). Но нефтяные компании, в том числе "Роснефть", выступили против. Теперь РЖД настаивает на индексации экспортных перевозок нефти и нефтепродуктов на 13% с августа. Решение не принято.