РЖД обдумывает создание совместных с портами компаний, которые будут оперировать вагонами на подъездных путях к терминалам. Такое партнерство может улучшить эффективность обработки грузов, считают железнодорожники. Об этом пишет Коммерсантъ.
Предполагается, что на подъездных путях портов СП будут координировать подачу вагонов с подводом флота и наличием свободных складов, пояснили в компании, добавив, что такие операторы позволят интегрировать железнодорожную систему управления с портовой. В первую очередь РЖД рассчитывает создать такие СП на Северо-Кавказской и Дальневосточной железных дорогах.
Предложения еще формируются, еще только предстоит создать рабочие группы для разработки технико-экономических обоснований и бизнес-планов.
Источники на операторском рынке отмечают, что смысл подобных альянсов не совсем очевиден, поскольку оперативность подачи грузов в порт зависит не только от обработки вагонов в порту, но и от правильной логистики еще на припортовых путях. Кроме того, эксперты расценивают такие предложения РЖД как попытку получить дополнительную маржу от услуг, которые традиционно оказывают сами портовики.
Как отмечает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, создание СП с портовыми компаниями в первую очередь позволит РЖД получить дополнительные доходы за счет нивелирования проблем портовых операторов, "созданных ранее при значительном участии монополии". По его словам, "ухудшение ситуации с маршрутизацией порожних вагонов из портов в значительной степени связано с ужесточением в 2012-2013 годах политики РЖД по согласованию их отправок". Эксперт считает, что СП могут быть привлекательны для операторов, предоставляющих комплексные логистические услуги железнодорожной перевозки и портовой перевалки.