Объем новых договоров авиализинга в 2014 году сократился более чем вдвое. Авиакомпании активно пересматривают поставки уже законтрактованных самолетов и начинают обращать все больше внимания на операционный лизинг (среднесрочная аренда самолетов, сейчас ее доля на рынке около 50%). Об этом пишет Коммерсантъ.
Например, у "Сбербанк Лизинга" количество новых договоров в 2014 году сократилось почти на 48,5%, их доля в лизинговом портфеле составила 17,4%. Всего за прошлый год были поставлены 75 новых самолетов, из них семь - малой авиации. Наибольшую долю поставленных самолетов занимают суда в возрасте 13-19 лет, только 30% приходится на относительно новую технику (до шести лет).
По словам источника газеты, на развитие рынка негативно влияют девальвация рубля, осложнение доступа к зарубежным финансовым ресурсам и трудности российских авиаперевозчиков. Расходы последних на лизинг и так значительны: по прогнозам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в 2014 году они составили 120 млрд рублей, а в 2015-м за счет девальвации рубля могут превысить 200 млрд рублей (3,01 млрд долларов).
Гендиректор лизинговой компании "ТрансФин-М" Дмитрий Зотов поясняет, что основными игроками сегмента остаются госбанки, попавшие под санкции США и Европы, - до сих пор они в основном привлекали средства на контракты по поставкам самолетов за рубежом. В России, добавляет он, стоимость кредитов в течение 2014 года постоянно росла, а с увеличением ключевой ставки Центробанка РФ до 17% "ситуация приблизилась к коллапсу".