Санкции могут сказаться на финансировании Внешэкономбанком (ВЭБ) поставок самолетов Boeing и Airbus для российских авиакомпаний. Об этом сообщил глава банка Владимир Дмитриев на инвестфоруме в Сочи, передает Коммерсантъ.
В ВЭБе пояснили, что "гипотетически могут возникнуть с будущими контрактами" исходя из ситуации на валютных рынках, но действующие контракты выполняются.
Глава "ЮТэйр Пассажирские авиалинии" Олег Семенов заявил о задержке с поставками даже не западных самолетов, а Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), что, по его словам, связано с "ограничениями, введенными в отношении российских банков". Самолеты должны поступить до конца года.
Источник в авиаотрасли уверяет, что из-за санкций в отношении ВЭБа компании не могут получить финансирование по сделкам по SSJ-100 и Аirbus 321. Собеседник в одном из госбанков уточняет, что лизинг предполагает выкуп техники лизинговой компанией на себя с последующей передачей заказчику и сделки требуют ограниченного сейчас долгосрочного финансирования. Другой собеседник в банковских кругах говорит, что санкции уже спровоцировали рост ставок по лизинговым платежам: "Ставка европейских банков, к которым ранее был доступ, в среднем составляет 3-6%, ставки российских банков на уровне 8-10%".
Перевозчики вынуждены искать средства в других российских банках, в том числе в Сбербанке, однако и это финучреждение попало под санкции США и ЕС, то есть испытывает те же проблемы, что и ВЭБ. Один из источников не исключил, что альтернативой могут стать банки Азии, но поиск средств потребует времени.
Дочерняя структура ВЭБа "ВЭБ-Лизинг" в 2012 году заключила соглашение с "Трансаэро" о финансировании покупки четырех самолетов Аirbus 380 каталожной стоимостью 1,5 млрд долларов, они должны поступить в 2015 году. "ВЭБ-Лизинг" также финансирует покупку шести Boeing 777-300 ER и Airbus 321-200 для "Аэрофлота", а также участвует в сделках по поставкам SSJ-100 "Аэрофлоту" и "ЮТэйр". Глава ВЭБ уточнил, что "санкционный режим не распространяется на обязательства, которые партнеры на себя уже взяли".