Очередная попытка передать парк частных вагонов в России в управление РЖД может провалиться. Как пишет Коммерсантъ, крупнейшие железнодорожные операторы обратились к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой не допустить дерегулирования вагонной составляющей тарифа для РЖД, то есть не позволить монополии самой устанавливать плату за аренду вагонов.
РЖД не первый год просит правительство утвердить для монополии свободное ценообразование. В последний раз эту тему подняли в феврале, когда на фоне избытка предложения в очередной раз встала тема передачи частных вагонов в управление монополии. При дерегулировании тарифа и наличии парка вагонов РЖД сможет работать на рынке на тех же условиях, что и частные операторы.
Сейчас компания, у которой лишь около 50 тыс. вагонов (инвентарный парк), вынуждена ориентироваться на тарифный прейскурант 10-01, где ставки выше рыночных. По прейскуранту суточная стоимость аренды полувагона выше 1,2 тыс. рублей (19,6 долларов), тогда как средняя доходность частных операторов сейчас - примерно 450 рублей (7 долларов) в сутки. Но еще в 2012 году ситуация была кардинально иной: РЖД тогда жаловалось, что прейскурант ограничивает ее доходы, так как рыночная цена составляла 1,4-1,5 тыс. рублей за вагон.
По мнению главы агентства "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, без дерегулирования вагонной составляющей РЖД нет смысла забирать вагоны. Он добавляет, что при передаче парка возникает конфликт интересов, монополия окажется "в безоговорочно лучших условиях" - как по цене (она не засчитывает себе расходы за порожний пробег), так и в технологическом отношении: ее вагоны смогут проезжать быстрее других. В итоге, считает эксперт, "рынок может быть разрушен".