Торговые суда под российским флагом, а также суда, принадлежащие российским судовладельцам, но ходящие под флагами "удобных" государств, свободно проходят по проливам Босфор и Дарданеллы. Эта информация содержится в данных системы AIS, также об этом заявил гендиректор Новороссийского морпорта Султан Батов, передают Морские вести.
По данным международной системы AIS (автоматическая идентификационная система), в первой половине дня 1 декабря как минимум три судна под российским флагом беспрепятственно прошли пролив Босфор. Это были танкеры "Волго-Дон-211", "Павел Юдин" и "Волго-балт-237". Аналогичную информацию, отвечая на вопрос корреспондента ТАСС, сообщил гендиректор НМТП Султан Батов.
"На сегодняшний день мы не получили ни одного сигнала о задержке прохождения грузов, и на сегодняшний день такая же ситуация и по отгрузке наших и наливных, и сухих грузов в Турцию - по крайней мере, в течение ближайшей недели и на сегодняшний день никаких других запретительных мер не получали", - сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.
Таможенное оформление прибывающих в Россию из Турции грузов также проходит в обычном режиме, сообщает ТАСС.
Читайте также Российский сухогруз в Дарданеллах встретила турецкая подводная лодка (фото)
Морские юристы, комментировавшие новость для Морских вестей, сообщили, что перекрытие проливов для торговых судов крайне маловероятно. Единственная возможность для Турции осложнить судоходство - создавать всевозможные проволочки и бюрократические препоны для судов какого-либо флага, например, требуя лоцманской проводки, задерживая диспетчеризацию и т.д.
По данным статистики, с января по октябрь 2015 года Новороссийской таможней оформлено турецких товаров на сумму более чем 670 млн долларов. Из них фруктов и орехов на 279 млн долларов, овощей - на 171 млн долларов.
Судоходство по проливам Босфор и Дарданеллы регулируется международной конвенцией, принятой в 1936 году в швейцарском городе Монтре. Согласно этому документу торговые суда любых стран имеют право беспрепятственного прохода по проливам, как в мирное, так и в военное время. Турецкие власти могут принимать собственные законы, касающиеся прохода про водным артериям, однако согласно нормам международного права, международные соглашения имеют приоритет над национальными.
Ограничения касаются только прохода военных кораблей. Турция может запретить проход военного флота черноморских государств, к которым относится Россия, в нескольких случаях: либо Турция находится в состоянии войны с этим государством, либо состояния войны нет, но имеется непосредственная военная угроза для турецкой республики.
Как писал портал ЦТС ранее, 29 ноября российским судам пришлось длительное время ожидать прохода через Босфор. Так судно "Братск" ожидало с 10 часов утра до 19 часов вечера. "Волгобалт" - с трех часов ночи до 17 часов вечера.