Федеральная таможенная служба России (ФТС) с 14 августа перестанет принимать книжки международных дорожных перевозок, что противоречит Таможенной конвенции ООН от 1975 года. Данный шаг может привести к существенному усложнению процедуры оформления гарантий и в целом к подорожанию услуг перевозки. Об этом пишут Ведомости.

Сейчас 68 стран, в том числе Россия, используют упрощенную процедуру перевозки грузов и обеспечения гарантий: не нужно при каждом пересечении границы проходить досмотр и вносить таможенные платежи. После досмотра в стране отправления груз пломбируется, а поставщик получает специальную книжку TIR с отрывными талонами. При пересечении границ стран-участниц конвенции достаточно предъявить такой талон: он служит финансовой гарантией уплаты всех таможенных платежей.

Гарантом является авторизованное Международным союзом автотранспорта национальное объединение, в России это Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП).

В России эта система работает плохо, АСМАП не выполняет обязательств, отмечает ФТС: долг АСМАП вырос с 7,3 млн рублей в 2010 году до 16,6 млн в 2012-м. А задолженность из-за нарушения международной процедуры превышает 20 млрд рублей (605,5 млн долларов).

У АСМАП другие данные. Таможня выставила 105 требований об уплате таможенной задолженности на 92,3 млн рублей (2,8 млн долларов), при этом 87 требования оплачены, 10 обжалованы в суде и признаны необоснованными, лишь 8 (на 11,5 млн руб.) находится на рассмотрении, срок их оплаты не истек. Те же данные, что и у АСМАП, у Международного союза автотранспорта, подтверждает представитель еврокомиссара по налогообложению и таможне Альгирдаса Шеметы.

Расхождений в оценке задолженности АСМАП быть не может, уверена советник DLA Piper Марина Лякишева: в Международном союзе автотранспорта действует система Safe TIR, которая позволяет отслеживать состояние каждой книжки и долг по ней онлайн. Представитель ФТС расхождения не комментирует.

Лякишева также сказала, что ФТС намерена письмом, даже не нормативным актом, денонсировать международную конвенцию, а заодно и нарушить Таможенный кодекс.