Федеральная пассажирская компания (ФПК, "дочка" РЖД по дальнемагистральным перевозкам) собирается перейти от закупки наиболее популярных плацкартных вагонов к двухэтажным купе. Это приведет к подорожанию билетов, пишет Коммерсантъ.
ФПК обратилась в Минпромторг с просьбой отнести двухэтажные вагоны к регулируемому сегменту (сейчас регулируются плацкарт и общие вагоны) и сменить субсидирование перевозок в плацкартных вагонах на господдержку двухэтажных.
При переходе на двухэтажные составы ФПК сможет изменить принципы субсидирования таким образом, чтобы получаемых сегодня в качестве субсидий 25 млрд рублей (726 млн долларов) хватало и на обновление парка. "Мы написали, что готовы получить субсидию через Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК)", - сообщил глава ФПК Михаил Акулов.
Сейчас плацкарт наиболее популярен в России: в 2013 году на него пришлось 70% от 110,7 млн пассажиров дальнего следования. Тарифы в регулируемых перевозках ниже экономически обоснованного уровня: выручка ФПК в прошлом году в этом сегменте - 87 млрд рублей (2,5 млрд долларов по текущему курсу), а расходы - 106 млрд рублей (3,1 млрд долларов), а в нерегулируемых перевозках - 88,1 млрд и 88,9 млрд рублей соответственно. Государство компенсирует ФПК расходы, но, например, в 2013 году в бюджете на это было заложено всего 13,2 млрд рублей (383,5 млн долларов) - вдвое меньше, чем в 2012 году.
На 2014 год в бюджете заложено 27 млрд рублей (784 млн долларов), но дальнейший объем госпомощи не определен, а Минфин предлагал прекратить дотацию дальних перевозок. ФПК сокращает закупку новых составов: в 2013 году компания приобрела 393 вагона, из них 167 плацкартных, а в этом году собирается купить 295 (38 плацкартных). Всего в 2014-2016 годах ФПК купит лишь 88 плацкартных вагонов. Но старый парк выбывает быстрее: в этом году ФПК спишет 903 плацкартных вагона, а до 2020 года - 4,7 тыс. вагонов из 8,6 тыс. Всего в парке ФПК 22,1 тыс. вагонов.