18 октября крупнейшие энергетические компании России и Китая объявили о заключении «революционной» сделки, которая должна положить начало совместной разработке огромных месторождений энергоресурсов в Восточной Сибири. Многие эксперты увидели в этой сделке признаки того, что Москва постепенно преодолевает свой страх перед наступлением китайцев на российский Дальний Восток, пишет The Wall Street Journal

Предварительное соглашение между энергетическими компаниями свидетельствует о том, что Москва все чаще обращается к Азии в поисках покупателей своих энергоресурсов, а также инвесторов, готовых финансировать разработку российских месторождений. Потребности России соответствуют ожидаемому долгосрочному росту спроса в Китае, у которого нет собственных запасов нефти и газа, а также в других государствах Восточной и Южной Азии, на фоне снижения уровней энергопотребления во многих индустриализированных странах.

Представители российского нефтяного гиганта ОАО «Роснефть» и Китайской национальной нефтегазовой корпорации (China National Petroleum Corp.) заявили, что в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании, подписанном главами предприятий в ходе визита президента «Роснефти» Игоря Сечина в Пекин, состоявшегося в четверг, 17 октября, они будут совместно разрабатывать и добывать нефть и газ в Восточной Сибири.

В пятницу, 18 октября, представители компаний  «Роснефть» и CNPC заявили, что они создадут совместное предприятие, в котором 51% акций будет принадлежать «Роснефти», а оставшаяся часть акций – CNPC.

По сообщениям представителей «Роснефти», они планируют начать разработку нефтяного месторождения, полный контроль над которым «Роснефть» получила на этой неделе в результате покупки 100% акций нефтяной компании «Таас-Юрях Нефтегазодобыча». Представители CNPC также добавили, что компании будут тесно сотрудничать в процессе разработки других обширных месторождений газа и нефти.

«Добываемая нефть будет использоваться для обеспечения энергетических потребностей восточной части России, а также экспортироваться в Китай и другие государства Азиатско-Тихоокеанского региона посредством российско-китайского нефтепровода, - говорится в заявлении представителей CNPC. – Это соглашение стало новым прорывом, которого двум странам удалось достичь в вопросах добычи энергоресурсов, и оно, несомненно, будет способствовать дальнейшему сотрудничеству в сфере переработки сырья и других секторах экономики».

В июне 2013 года «Роснефть», крупнейший в мире производитель нефти, согласилась увеличить объемы поставок нефти в Китай до 300 тысяч баррелей в день, подписав сделку, стоимость которой оценивается в 270 миллиардов долларов. Москва не торопилась предоставить Китаю прямой доступ к своим нефтяным ресурсам, не давая последнему возможности получить доли прямого участия в предприятиях по разработке месторождений, однако в последнее время она стала проявлять большую гибкость.

В июне Москва дала свое согласие на приобретение китайской корпорацией CNPC 20% акций проекта «Ямал» ОАО «Новатэк» по строительству завода по производству сжиженного природного газа в российской Арктике. И это был не единственный пример подобного рода уступок. С 2006 года Sinopec Group имеет долю в небольшом проекте под названием «Удмуртнефть».

Укрепление связей между Россией и Китаем происходит как раз в тот момент, когда глобальные энергетические торговые потоки меняют свои направления в связи с ростом конкурентоспособности со стороны гигантских запасов углеводородов, которые теперь добываются из сланцевых формаций в Северной Америке. Уголь и газ, которые прежде поставлялись в США, теперь перенаправляются в Европу, где в свою очередь они конкурируют с российским газом, поставки которого прежде обеспечивали четверть европейского спроса.

«В геополитическом смысле Россия сейчас понимает, что ей необходимо сотрудничать с Китаем, - говорит Ильдар Давлетшин, аналитик московской инвестиционной группы «Ренессанс-Капитал». – В Европе Россию прижимают, а весь спрос постепенно перемещается в Азию, поэтому России становится все труднее избегать сотрудничества с Китаем. Китайцы уже давно стучатся в российскую дверь».

В прошлом российские чиновники неоднократно заявляли, что в качестве своих партнеров они видят западных энергетических гигантов, объясняя это их технической компетентностью в таких вопросах, как разработка морских месторождений, в которых у российских компаний было недостаточно опыта. Между тем, китайские компании были вынуждены довольствоваться сделками, в рамках которых они предоставляли капитал и рынки сбыта, не получая при этом сколько-нибудь значимых пакетов акций.

В результате исследования, проведенного консалтинговой компанией Wood Mackenzie в сентябре 2013 года, эксперты пришли к выводу, что к 2025 году объемы торговли энергоресурсами между Россией и Китаем могут вырасти в четыре раза. 

«В результате спада в объемах добычи нефти в Западной Сибири Россия сейчас переживает период возрождения интереса к разработке месторождений энергоресурсов, расположенных на территории Дальнего Востока и Восточной Сибири. В этих ключевых районах проживает достаточно мало людей, они богаты природными ресурсами, кроме того они расположены в непосредственной близости от испытывающего острую нехватку энергоресурсов Китая, поэтому их разработка является основным приоритетом российского правительства», - объясняет аналитик Wood Mackenzie Пол МакКоннелл (Paul McConnell).

Ранее на этой неделе Вагит Алекперов, глава компании «Лукойл», занимающей вторую строчку в списке крупнейших российский энергетический компаний, заявил, что он не видит никаких препятствий для китайских инвестиций в российские нефтяные проекты.

И речь идет не только о нефти и газе. В сентябре государственный инвестиционный фонд China Investment Corp. приобрел 12,5% акций российского производителя калия ОАО «Уралкалий».