Президент Владимир Путин поручил "обеспечить непрерывное действие" Таможенной конвенции о международных дорожных перевозках (конвенция TIR), пишут Ведомости.

Конвенция TIR принята для упрощения таможенных процедур при перевозках грузов между странами-подписантами. В качестве обеспечения таможенных платежей используются книжки TIR. Талоны в них выполняют роль финансовой гарантии, гарант - авторизованное Международным союзом автомобильного транспорта (IRU) национальное объединение. В России это Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП).

Читайте также Таможенный союз создаст альтернативу книжкам TIR

В июле 2013 года Федеральная таможенная служба (ФТС) в письме сообщила, что АСМАП не справляется с обязанностями, и объявила, что теперь при предъявлении книжки TIR потребуются дополнительные гарантии - например, банковская, поручительство или залог. ФТС также предупредила, что планирует расторгнуть соглашение с АСМАП и выбрать на конкурсе новое гарантирующее объединение.

Поручения президента предписывают выполнять соглашение с АСМАП до определения нового гарантирующего объединения, оно должно быть выбрано к июню. Кто может заменить АСМАП - не известно. У IRU претензий к АСМАП не было, не раз говорили представители союза.
Решения ФТС по книжкам TIR закреплены лишь в письмах службы, никаких нормативных актов нет. Позицию АСМАП поддержал Высший арбитражный суд (ВАС) и признал письма ФТС недействительными. Однако уже после этого решения суда таможня начала "эксперимент" - стала требовать дополнительные гарантии к книжкам TIR.

Лишь на нескольких пунктах пропуска принимаются книжки TIR без дополнительных гарантий, рассказывает один из перевозчиков.
Стоимость перевозок возросла из-за дополнительных гарантий: помимо книжки TIR, которая стоит около 100 долларов, нужно заплатить в среднем 1800 рублей (29 долларов) за гарантию национального образца и еще свыше 2000 рублей (33 долларов).