Строительство железной дороги Rail Baltica с европейской шириной колеи (1435 мм), которая призвана соединить Прибалтику со столицами Польши и Германии, не решит транспортные проблемы региона и не даст ожидаемой выгоды. Такое мнение выразил президент РЖД Владимир Якунин в интервью газете Eesti Paevaleht и порталу Delfi, передает Интерфакс.

"С моей точки зрения, (ожидать) выгоды от строительства Rail Baltica вместо развития инфраструктуры пространства "1520" нелогично. Говорят, что тогда мы обеспечим связь столиц прибалтийских государств с европейскими столицами. Но этого можно достичь и другим способом. Например, мы покупаем поезда Talgo, которые способны ходить по инфраструктуре "1520" и "1435", - отметил он.

По мнению Якунина, строительство Rail Baltica не отразится на грузопотоках между Эстонией и Россией. "Если это будет выделенная линия, которая проходит через столицы и уходит за рубеж - то по этой линии никогда не возили грузы и возить не будут", - сказал он.

По его словам, строительство трассы приведет только к тому, что появятся две системы. "Эстония же не собирается отказаться от колеи "1520". Вообще, если она откажется, то просто-напросто откажется от грузовой базы, которая идет из России. А чтобы обслуживать две системы, нужно две системы стандартов, нужно две системы депо, нужно две системы работы на инфраструктуры. То есть где-то в два раза или больше увеличиваются затраты на содержание инфраструктуры обеспечения движения. Я не вижу никакой экономической целесообразности, - отметил Якунин.

Rail Baltica должна соединить Таллин, Ригу, Каунас, Варшаву и Берлин (с дальнейшим продолжением маршрута до Венеции). Помимо этого, планируется строительство подводного ж/д тоннеля между Таллином и Хельсинки, либо в случае экономической неоправданности этого проекта, пуск ж/д парома между городами. В качестве главной цели Rail Baltica декларируется возобновление прямой связи стран Балтии с железными дорогами Евросоюза и развитие региональной интеграции.

Примечательно, что у РЖД есть проект, предполагающий прокладку ширококолейной железной дороги в Центральную Европу (фактически, в центр ж/д системы "1435"). 450-километровую линию от Кошице до Братиславы и Вены, которая стала бы продолжением существующей магистрали Ужгород-Ганиска. Линию предполагается проложить из РФ через Украину, Австрию и Словакию.

Как декларирует РЖД, проект призван связать ж/д систему Центральной Европы с регионами Транссибирской магистрали, привлечь грузопоток на транзитные маршруты в Азию и повысить конкурентоспособность ж/д перевозок по сравнению с морским или автотранспортом. Кроме того, ширококолейная железная дорога исключит перегрузку на станциях стыковки европейских линий (которые имеют ширину 1435 мм) с широкой колеей (1520 мм), применяемой в странах бывшего СССР. Но пока стороны не продвинулись дальше подготовки обоснования инвестиций в проект.