На северо-востоке Польши, на месте старого аэропорта Шиманы, ведется строительство нового международного аэропорта, который сможет ежегодно обслуживать до 1 млн пассажиров, сообщает Bloomberg. Стоимость проекта составляет 205 млн злотых (50 млн евро), из них 40 млн евро предоставляет ЕС.

Новый аэропорт находится 60 км от города Ольштын с населением 175 тыс. человек. В 2002-2005 годах аэропорт использовался ЦРУ для доставки подозреваемых членов Аль-Каиды в секретную тюрьму, расположенную неподалеку. 

Завершение строительства нового аэропорта намечено на январь 2016 года. Управляющая компания аэропорта Warmia i Mazury прогнозирует, что уже в первый год работы аэропорт сможет обслужить 350 тыс пассажиров.
Яцек Кравчик, бывший президент польской национальной авиакомпании LOT, ныне консультант ЕС по вопросам политики в области авиатранспорта, отмечает, что такой пассажирооборот был бы сопоставим с оборотом аэропорта города Лодзь,  третьего по величине в Польше. Однако - говорит от - в Шиманах достичь таких показателей будет невозможно, а аэропорт, скорее всего, через 10 лет закроется.

В общей сложности на реализацию аэропортовых проектов в Польше с 2007 года ЕС выделил более 600 млн евро - т.е. 21% от совокупного объёма инвестиций ЕС в сфере развития аэропортовой инфраструктуры блока. Большая часть этих проектов оказались неудачными - такой вывод содержится в отчете Счетной Палаты Европарламента, выпущенном в декабре прошлого года.

По регламенту ЕС местным властям не требуется одобрение Брюсселя в случаях, когда объем инвестиций ЕС не превышает 50 млн евро. Однако ЕС имеет право отозвать свои инвестиции, если проект признается нерациональным.  Так в прошлом году антимонопольное ведомство ЕС обязало Польшу вернуть 22 млн евро инвестиций в строительство аэропорта Гдыня. Аэропорт расположен лишь в 25 км от аэропорта Гданьска, который загружен лишь на 60% своей мощности. В заключении ведомства отмечается, что подобные проекты создают нездоровую конкуренцию и являются растратой средств налогоплательщиков.

Ирония заключается в том, что в Европе действительно остро стоит проблема дефицита аэропортовой инфраструктуры, однако не в тех районах, где реализуются проекты ее развития, отмечает Bloomberg. По прогнозам, в ближайшие 15 лет пассажиропоток через аэропорты Европы должен удвоиться, а крупнейшие аэропорты - такие как лондонский Хитроу или Шарль-де-Голль в Париже - уже сейчас перегружены.

По словам Кравчика, ЕС тратит огромные средства, безуспешно пытаясь переориентировать пассажиропоток на региональные аэропорты. Региональным аэропортам удается лишь привлечь бюджетных перевозчиков типа Ryanair - и то на условиях низких тарифов и множества других уступок, что не позволяет им выйти на окупаемость.