Внедрение предложенного Министерством инфраструктуры механизма взимания обязательной платы за проезд грузовых автомобилей с максимальной допустимой массой 12 тонн может принести государственному бюджету от 200 до 350 млн евро в год. Такое мнение Центру транспортных стратегий высказал директор департамента "Интегрированные транспортные системы" ДП "Сименс Украина" Дмитрий Черненький.

Он напомнил, что в Словакии на автомобили устанавливаются специальные бортовые устройства, которые содержат информацию о транспортном средстве (номерной знак, вес, конфигурация осей и т.д.). При установке оборудования производится первичная оплата, а дальнейшие платежи возможны как через банк, так и в пунктах продажи.

"Автоматические фронтальные видеокамеры регистрируют регистрационный номер автомобиля и биллинговая система контролирует, привязку автомобиля к бортовому устройству и состояние счета. Автоматические лазерные сканеры и боковые видеокамеры контролируют конфигурацию автомобиля (количество осей, количество секций и прицепов). Возможен также и автоматический контроль веса автомобиля. Биллинговая система сравнивает все эти параметры с регистрационными данными и принимает решение: автомобиль "чист", или есть нарушения. В случае нарушений автоматически подключается центр управления, в котором оператором принимается решение о дальнейших действиях по данному автомобилю и перевозчику. Автомобиль может быть остановлен мобильным постом (автомобиль, оборудованный мобильной системой контроля и эксплуатируемый полицией Словакии). Перевозчик получит официальный, документально подтвержденный штраф", - рассказал Черненький.

По его данным, сборы по итогам 2011 года составили 154 млн евро, а в 2012 году - 155 млн евро. Причем 70% из них были собраны в режиме предварительной оплаты.

Напомним, в связи со значительным разрушением дорожного покрытия из-за интенсивности движения тяжеловесного транспорта Мининфраструктуры Украины предлагает Кабмину и Верховной Раде ввести обязательную оплату за проезд грузовиков с максимальной допустимой массой 12 тонн и более для компенсации вреда, причиненного автодорогам общего пользования.

Документом предполагается, что при внесении платы за проезд транспортных средств с максимальной допустимой массой более 12 тонн на сети дорог в 21 тыс. км дополнительные поступления на ремонтно-строительные работы могут составить 4-8 млрд гривен в зависимости от среднего тарифа - 0,5-1 грн/км.

Перечень дорог, за проезд по которым нужно будет платить, а также максимальный размер этой платы и порядок использования средств будет устанавливать правительство.